СТИЛИСТИЧЕСКИЙ КОНТРАПУНКТ
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ КОНТРАПУНКТ
Реализм стилистически изощрен не меньше какого-нибудь рококо, но суть стилистической работы писателя-реалиста принципиально иная: не украшательство и эпатаж, а поиск наиболее точной художественной формулы для “упаковки” мысли – вот что тревожит прозаика.
Так, “Капитанская дочка” Пушкина – настоящая “проза поэта”: немногословная, точная, потрясающе метафоричная. Чего стоит одно только первое появление Емельяна Пугачева перед читателями повести и перед Петрушей Гриневым: “Вдруг
Какая поэтически глубокая и емкая формула, в которой уже угадывается будущий герой Емельян Пугачев – то ли волк, то ли человек. Из черной точки, рассмотренной Гриневым в буране, вырастает черноглазый бородатый мужик, которому суждено стать ключевой фигурой в Петрушиной жизни; из черных недр народного недовольства вырастет
В “Капитанской дочке” нет ни одного лишнего, непродуманного, не связанного генетически с общим замыслом слова, и даже дата, стоящая под повестью – 19 октября 1836 года, – выглядит (и, скорее всего, является) своеобразным посвящением незабвенным Друзьям-лицеистам, мыкающим каторжное горе в снежной Сибири.
А вот женские образы русской литературы – вплоть до конца XIX века – это всего лишь мужской взгляд на женщину. До невозможности идеальная Татьяна и до невозможности легкомысленная Ольга Ларины, безгранично несчастные лермонтовские Вера и Мери, а с ними – и обманутая Бэла, болезненно восторженная Варенька Доброселова и ангелоподобная Сонечка Мармеладова, воздушные тургеневские барышни, расчетливая Элен Курагина и добрая Наташа Ростова… Долгое время писатели мужчины усердно рисовали читателям и особенно читательницам, какой должна быть и какой не должна быть женщина. Попытки разобраться в женщине вне помещения ее в парадигму “хорошая – плохая” – вроде Катерины Ивановны Мармеладовой или Аглаи Епанчиной – были единичными и не всегда реалистическими.
Пожалуй, первым попытался изобразить женщину такой, какая она есть в своей женской сущности, Николай Лесков – и вышла у него Катерина Ивановна Измайлова, леди Макбет Мценского уезда.
Особенная роль в произведениях русских реалистов – у имен. Не знаешь, с чего начать раскодировку художественного произведения – начни с имени. Илья Ильич Обломов – “дважды Илья”, эдакой “Муромец в квадрате”, лежащий на печи тридцать лет и три года.
Очевиден замысел Гончарова: показать “истинную русскость” своего героя, подчеркнуть сложность его выбора (посреди его дороги тоже лежит камень, и три дороги в разные стороны, и куда ни пойдешь – везде бой держать) и показать всю драматическую глубину его бесславной смерти. Тургеневский Павел Петрович Кирсанов – столп и голос поколения отцов (практически их Петропавловская крепость). Его брат, нежнейший Николай Петрович, тоже не случайно носит имя самого доброго из русских святых.
А вот Базаров (Евгений, как и Онегин) недвусмысленно продолжает линию непонятых и лишних недюжинных людей в русском обществе.
Развязка реалистического произведения – почти всегда награда или приговор писателя герою. Автор-демиург, сообразуясь с законами художественной правды, может оставить героя жить и самостоятельно выпутываться из жизненных перипетий, как, например, “легко расстался” со своим добрым приятелем Онегиным (а у того – самый разгар любовной драмы!) по-дружески непреклонный Пушкин. Автор может убить героя от невозможности придумать для него выхода из жизненного тупика, как это случилось с Лермонтовым и его Мцыри. Писатель может наслать на героя болезнь и смерть, если жизненная программа последнего представляется автору преждевременной или пустой, как, скажем, произошло с Базаровым у Тургенева.
А может действительно приговорить – тяжелым судом совести. В потрясающей повести Валентина Распутина “Живи и помни” автор выносит беспощадный приговор дезертиру Гуськову, симпатичному, по-человечески понятному герою, которому невозможно не сочувствовать, невозможно не сопереживать. Этот приговор – смерть и забвение его нерожденному ребенку и его любящей жене.
Вывести семя предателей с лица земли. Не дать продолжиться в детях. Невыносимо тяжелый приговор. Тяжелое бремя нравственности.
А вот о самом Гуськове в финале повести Распутин даже не вспоминает: нашли ли его мужики, отдали ли под суд, сам ли он убил себя, автор не рассказывает, брезгливо сторонясь неплохого в общем-то человека, своего многострадального героя, не выдержавшего испытания войной.