Сравнительная характеристика «века нынешнего» и «века минувшего» по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

— ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ

Век нынешний: Главным представителем века нынешнего в комедии является Чацкий. Он умен, хорошо развит, «умеет разговаривать», «славно пересмеять умеет всех, болтает, шутит». К сожалению, его ум заставляет чувствовать себя «не в своей тарелке» в фамусовском обществе.

Люди не понимают и не слушают его, а ближе к концу произведения его считают уже сумасшедшим.

Век минувший: В произведении Фамусов (именно он и его общество рассматриваются как представители века минувшего) очень негативно настроен

по отношению к образованию: «Забрать бы книги бы да сжечь».

(В разговоре о Софье:) «Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, и в чтеньи прок-от не велик: ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится». «Ученость — вот чума, ученье — вот причина». «Всю жизнь читает небылицы, и вот плоды от этих книг» (о Софье).

Фамусов считает, что образование — совершенно не нужная часть человеческой жизни, что, имея деньги, человек не нуждается ни в образовании, ни в книгах (как способе развлечения).

— ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ

Век нынешний: Чацкий был на военной службе. Его главная

цель — дело, а не прибыль, чин. Служба необходима для саморазвития, улучшения способностей. «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Век минувший: Для Фамусова служба — это, в первую очередь, получение чина. Военная служба — также способ развития карьеры, а карьера — это деньги. Фамусов считает, что человек без денег является никем — человеком низшего сорта.

— ОТНОШЕНИЕ К БОГАТСТВУ И ЧИНАМ

Век нынешний: Для Чацкого богатство не является основной характеристикой человека, хотя он понимает, что это показатель власти (в любом веке). «А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели». — люди ради денег готовы проститься с гордостью и идти на все. «Чины людьми даются, а люди могут обмануться».

Век минувший: Богатство — определение положения в обществе. Если человек будет богат, то Фамусов. вероятнее всего, с радостью начнет с ним общаться (Это визиты в гости к дорогим гостям, а также, возможно, выгода и для себя). Безусловно, для дочери Софьи Фамусов тоже хочет найти богатого мужа — для улучшения собственных доходов. «Кто беден, тот тебе не пара». «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених».

— ОТНОШЕНИЕ К ИНОСТРАННОМУ

Век нынешний: Находясь в Европе, Чацкий привык к ее изменчивости, жизни, движению, моде. «Что нового покажет мне Москва?». «Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья». «Ах, если рождены мы все перенимать, хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев. Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев».

Век минувший:Привыкнув к своему поколению, Фамусов не приветствует французскую моду. Не одобряя книг вовсе, он еще больше не любит французские романы. «Ей сна нет от французских книг». Когда Фамусов застал Молчалина у Софьи: «И вот плоды от этих книг! А все кузнецкий мат, и вечные французы, оттуда моды к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сердец!

Когда избавит нас Творец от шляпок их! Чепцов! И шпилек!

И булавок! И книжных и бисквитных лавок!»

— ОТНОШЕНИЕ К СВОБОДЕ СУЖДЕНИЙ

Век нынешний: В первую очередь нужно прислушиваться к себе и к своему разуму. «Зачем же мнения чужие только святы? Я верю собственным глазам». В разговоре с Молчалиным Чацкий полностью не соглашается с ним, что «в их лета не должно сметь свои суждения иметь».

Но, к сожалению, наличие собственного мнения приводит его к бедам в Фамусовском обществе.

Век минувший: «Нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Соответственно, все беды происходят из-за возникновения собственного мнения у других людей. В фамусовском обществе выгодно держать при себе тех, кто такого «изъяна» не имеет.

Люди должны жить и действовать строго по шаблону, подчиняясь, главное, людям, которые выше по чину.

— ОТНОШЕНИЕ К ЛЮБВИ

Век нынешний:

1) Для Чацкого любовь — это, в первую очередь, искреннее чувство. Несмотря на это, он умеет мыслить здраво, ставит любовь не выше разума.

2)Воспитанная на французских романах Софья полностью уходит в свои мечты, зачастую очень отличающиеся от реальности. Это делает ее слепой, не видящей того, что Молчалин ищет исключительно выгоду из их «любви». «Мне все равно, что за него, что в воду!», «счастливые часов не замечают».

3) Молчалин вряд ли что смыслит в понятии «искренняя любовь». Красивые слова — единственное, чем он воздействует на Софью, которой этого и созданного ею его идеального вымышленного образа вполне достаточно. Софья для Молчалина — идеальный способ подобраться к деньгам ее отца. По мнению Чацкого, Молчалин не достоин любви.

В то же время он успевает заигрывать и с Лизой. В итоге для него Софья — выгода, Лиза — развлечение.

Век минувший: Фамусов не верит в существование любви, так как сам влюблен лишь в собственные доходы. По его мнению, брак — это хорошие связи, подъем по карьерной лестнице. «Тот нищий, этот франт-приятель, отъявлен мотом, сорванцом; Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!»


Сравнительная характеристика «века нынешнего» и «века минувшего» по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)