Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Горе от ума Грибоедов А. С
“Горе от ума” – первая русская политическая комедия, в которой автор вы пес па повестку дня самые актуальные проблемы современности. Выразителем авторских взглядов и носителем “положительной программы” в пьесе является се главный герой – Чацкий. В этом его сходство с традиционными героями-резонерами просветительских “классических” комедий.
В своих пространных монологах Чацкий обличает и высмеивает социальное зло в разных его обличьях – форма политической активности, также восходящая к традициям просветительской
Декабристы и другие представители либерально настроенного дворянства воспринимали эти идеи как руководство к действию.
Тема крепостничества проходит через всю комедию, впервые Чацкий мимоходом затрагивает ее уже в первых своих монологах, обращенных к Софье. Стремясь рассмешить героиню, он перебирает общих знакомых, в частности, упоминает
Он рисует коллективный портрет “столпов общества”, которых, по мысли Фамусова, следовало бы “принять за образцы”. Это люди, богатые “грабительством”, прожигающие жизнь “в пирах и мотовстве”. Один выменял преданных слуг, не раз спасавших его жизнь и честь, па борзых собак; другой “для затей” (для крепостного балета) оторвал детей от семьи, а позднее распродал их поодиночке.
В этом же монологе говорится о распространенном в дворянской среде (особенно среди дам) обожании чиновных военных, о культе “мундира”, прикрывающего, по Чацкому, “слабодушие” и “рассудка нищету”. В то же время Чацкий рисует и положительный образ дворянина – молодого человека, чуждого карьерным устремлениям и жаждущего познаний и творчества.
Требование социального переустройства жизни дополняется в монологах Чацкого его жаждой нравственного оздоровления дворянского сословия. Отсюда многочисленные упоминания внесценических персонажей, персонифицирующих отдельные черты русского барства. В монологе “Вот то-то, начал свет глупеть…” Чацкий говорит о “раболепстве самом пылком”, об отсутствии чувства собственного достоинства у искателей карьеры и благополучия, ошибочно полагая, что это черты “века минувшего”.
Ранее, в беседе с Софьей, и позднее, в своем заключительном монологе, он набрасывает целую “картину нравов” барской Москвы, гостиные которой заполнены пройдохами и льстецами, “врагами книг” и дамскими угодниками. Проклиная Москву, обманувшую его надежды, герой перечисляет своих “мучителей”:
В любви предателей, во вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором…
Одним из главных вопросов, стоявших перед современниками Грибоедова, был также вопрос о будущем русского общества, о том, каким путем должна идти Россия. Противостоя “западникам”, Грибоедов высмеивает преклонение перед всем иноземным, отстаивает преимущества национальной самобытности, говорит о пропасти, все более разделяющей “умный, бодрый… народ” от знати. В монологе о “французике из Бордо” Чацкий описывает смешную и жалкую сцену: некоего, ничтожного господина – “французика”, приехавшего в Россию (“к варварам”) на заработки, облепили восторженные дамы, “тоска, и оханье, и стон” которых дали ему возможность чувствовать себя маленьким царьком. Чацкий высказывает пожелание,
Чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья…
В своих монологах герой раскрывается не только как идеолог и полемист, но и как умный, благородный, страдающий человек. “Речь его кипит умом, остроумием, – пишет о Чацком И. А. Гончаров в своем критическом этюде “Мильон терзаний”. – У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен”. В общении с Софьей он страстен и многословен, иногда сбивчив – это поведение влюбленного и пылкого человека:
Сам это чувствую, сказать я не могу,
Но что теперь во мне кипит, волнует,
Бесит,
Не пожелал бы я и личному врагу…
Как известно, А. С. Пушкин, высоко оценив достоинства грибоедовской комедии, отказал ее главному герою в уме, заметив, что умный человек не станет “метать бисер” перед репетиловыми. Гончаров, полемизируя с великим поэтом, отстаивает другую точку зрения: Чацкий, по сравнению с Онегиным и Печориным, – “искренний и горячий деятель”, он начинает новым век – и в этом все его значение и весь “ум”.