Отношение фамусовского общества к Чацкому по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)



Новые веяния пришли в Россию после победы в войне 1812 года. Как всегда при внедрении новой идеологии, произошла поляризация высшего общества, а правительство консолидировало вокруг себя консервативные силы, которые были призваны бороться с вольнодумием. Именно это общество, которое не хотело и активно сопротивлялось переменам, и стало прототипом фамусовского общества для А. С.

Грибоедова при создании “Горя от ума”.

Один из главных персонажей автор сделал П. А. Фамусова, воплощающего в себе идеологию и характерные черты “века

минувшего”: лицемерие, крепостничество, невежество, слепое поклонение перед всем иностранным, готовность служить исключительно ради денег и получения материальной выгоды. Конечно, Фамусов не лишен нормальных человеческих чувств. Он желает добра своей дочери.

Такого, каким он сам себе его представляет. Счастье дочери он видит только в удачном замужестве: “Желал бы зятя он с чинами и со звездами”.

Главной же чертой Фамусова, как и его общества, является приверженность к крепостничеству. Ярким тому примером является отношение Хлестовой к своей новой “игрушке” арапке.

Невежество и нежелание

учиться и учить своих детей, ненависть ко всему новому и для них непонятному – вторая отличительная черта фамусовского общества. Даже упоминание об университетах и книгах вызывает у них бурю негативных эмоций: “Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы, да и сжечь”. Учителей для детей они приглашают не с целью дать им достойное образование, а только отдавая дань моде.

Чацкий насмехался над миром Фамусовых, издеваясь над “чахоточным” из ученого комитета, который “книгам враг”. Любой образованный человек, например, такой как, двоюродный брат Скалозуба ( “в деревне книги стал читать”), “выдавливается” таким обществом, не принимается этим “избранным” обществом. Люди, которые стремятся к знаниям, им не понятны и вызывают недоумение: “Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится”.

Члены общества позиционируют себя патриотами, однако, как только слышится призыв к возврату к национальному, опять возникает чувство протеста и презрения к говорящему, ведь неотъемлемой частью их “культуры” является поклонение перед всем иностранным и плохо скрываемое презрение к русскому языку, да и вообще ко всему русскому.

Не понимая, зачем учить детей, не осознавая значение повышения общей образованности общества, всей душой ненавидя образование в любой форме, они вынуждены следовать моде, чтобы соблюсти свой иллюзорный статус в обществе.

Даже человеческие чувства проявляются в угоду необходимости, для достижения материального благополучия, ради получения определенного социального статуса или денежной должности: например, Молчалин считает, что обязан любить Софью “по должности”. Это есть истинная цель любого члена фамусовского общества! Фамусов считает идеальным примером для подражания в жизни Максима Петровича, который не гнушался никакими способами продвижения по служебной лестнице – от подлости до полной потери чувства собственного достоинства.

Гиперболизирован образ Антона Антоновича Загорецкого, которого Грибоедов называет мошенником и плутом. Антон Антонович угождает всем – от Софьи и Хлестовой до государства, окончательно теряя свой человеческий облик.

Другая разновидность члена фамусовксого общества, также весьма востребованного государственным строем – это Скалозуб, человек военный, однако, безынициативный, весьма ограниченный. Однако именно эти черты в том обществе давали ему значительные преимущества в карьерном росте.

Не менее колоритные представители общества “века минувшего” являются Репетилов – “повторяльщик чужих мыслей”, который воображает себя гением слова, Ипполит Маркелович Удуштев, посещающий строго по четвергам “тайные общества” изображены Грибоедовым уже в такой гротескной форме, с такой едкой сатирой, что эти персонажи вызывают у читателя улыбку, а то и смех.

Кроме основных персонажей в пьесе присутствуют и “несценические” персонажи в большом количестве, которые призваны дополнять и подчеркивать основные черты фамусовского общества Москвы того времени. В целом в пьесе А. С. Грибоедова показано общество, которое уже мертвенно, нежизнеспособно, и должно уступить место новым, передовым идеям. Гончаров отметил, что Грибоедову удалось перенести в комедию дух московских гостиных, учесть все психологические детали, показать весь спектр столичного барства XIX века.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Отношение фамусовского общества к Чацкому по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)