Столкновение “века нынешнего” и “века минувшего” в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
1. Цель написания комедии.
2. Чацкий и Фамусов.
3. Чацкий и Молчалин.
4. Любовный конфликт комедии.
5. Чацкий – победитель или побежденный?
В “Горе от ума”, точно, вся завязка состоит в противоположности Чацкого прочим лицам.
В. К. Кюхельбекер
“Горе от ума” является одном из самых злободневных произведений русской литературы. В начале 20-х годов XIX века в русском обществе возник конфликт между двумя противоположными лагерями русского дворянства – реакционным и передовым. Целью написания своей комедии А. С. Грибоедов
Этот конфликт он с большой художественной силой показал на примере столкновения главного героя комедии, человека передовых взглядов, Александра Андреевича Чацкого с барской Москвой, представителем которой является реакционно настроенное фамусовское общество. Эти два врfждебных лагеря расходятся в своих взглядах практически по всем вопросам общественно-политического и этического характера.
Чацкий представляет собой передового человека эпохи,
Против таких крепостников и направляет свой удар Чацкий. В знаменитом монологе “А судьи кто?” гневно обрушивается он на известного в Москве помещика-театрала, на “Нестора негодяев знатных”, который выменял на борзых собак преданных ему слуг, не раз спасавших его жизнь и честь.
Несоответствие взглядов, уровня образованности, морали ярко проявляется в речах Чацкого и представителей фамусовского общества. Чацкий
– человек просвещенный, в его пылких речах отражается глубина чувств и мыслей. Он благороден и полон стремлений к знаниям. В нем живет настоящая любовь к своему отечеству и желание служить родине, Но он “…служить бы рад, прислуживаться тошно!” Для карьериста Фамусова служба – это прежде всего возможность получения от жизни всяческих благ и устройство своих многочисленных родственников на теплые места.
Фамусову и в голову не приходит, что служба может подразумевать не только личную выгоду, но и заботу о народе и государстве.
Московский барин и ему подобные убеждены, что все “зло” в Чацком от науки и образования: “Ученье – вот чума…”. Сущность конфликта комедии “Горе от ума” не только в столкновении “века нынешнего” и “века минувшего”. Глубина конфликта заключена не в одном лишь противоборстве двух поколений.
Ведь Молчалин и Чацкий – ровесники.
Свое лицемерие и желание услужить Молчалин проявляет не так откровенно, как Максим Петрович. Он льстит при каждом удобном случае, пытается подмаслить тех, кто может быть ему полезным. Молчалин считает, что в его лета “не должно сметь свое суждение иметь”, так как “в чинах мы небольших”. Он с детства впитал в себя заветы фамусовского общества:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Но низкопоклонничество неприемлемо для Чацкого. Сам он свободно и прямо высказывает свое мнение. Чацкого возмущают угодничество и приспособленчество, возводимые Молчалиным в принцип и принимаемые в дворянском обществе. Он восклицает с горечью: “Молчалины блаженствуют на свете”.
Чацкого возмущают люди, поклоняющиеся всему иностранному, им он противопоставляет передовых людей, “кто недруг выписных лиц…”. Эти люди осмеливаются “гласно объявлять” свои мысли, но их-то и ненавидят в обществе, называя “мечтателями, опасными”.
Конфликт героя со средой распространяется на его любовные отношения. Любовь Чацкого к Софье – чувство искреннее, горячее, непосредственное. Однако Чацкий не идеален, это живой человек со своими недостатками.
Убитый горем, он может быть запальчив и несправедлив.
Кто же такая Софья? Она молода и неопытна, но уже успела воспринять мысли и устои среды, ее воспитавшей. Когда Софья пускает слух о сумасшествии Чацкого, он попадает на подготовленную почву и с молниеносной быстротой распространяется в фамусовском обществе.
И это общество единым фронтом встает против Чацкого, почувствовав в нем идейного врага.
После того как Чацкий узнает о роли Софьи в распространении клеветы, к нему приходит прозрение. Он произносит свои последние обличительные слова, не щадя ни фамусовское общество, ни себя, ни Софью. Столкновение с обществом завершается разрывом намечающихся любовных отношений.
Оба конфликта исчерпаны.
Старый мир еще силен, ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы. Но бегство Чацкого нельзя воспринимать как его поражение.
По моему мнению, Чацкий является победителем, борющимся с укоренившимися устоями барской среды и не идущим на уступки реакционному фа-мусовскому обществу. “Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: “Один в поле не воин”, – писал о нем А. А. Гончаров. – Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва”.
Непреходящая, на мой взгляд, ценность комедии “Горе от ума” в том, что в любом обществе всегда будут находиться передовые люди, смыслом жизни которых станет борьба с отжившим, устаревшим и косным. И именно в их речах будет слышен тон и смысл речей Чацкого.
Создание комедии “Горе от ума” было непримиримым протестом против “гнусной расейской действительности” (В. Г. Белинский). Носителем протеста и является в комедии умный, благородный и страстный Чацкий.