Сравнение сюжета: «Мцыри» и «Боярин Орша»

Существенное отличие сюжета в » Мцыри » от близкого к нему из «Боярина Орши» заключается в гораздо более глубокой и последовательной мотивировке душевных движений героя. Лермонтов перенес теперь своего героя из отвлеченной Испании («Исповедь»), из условного средневековья Литвы («Боярин Орша») на Кавказ, в благодатную Грузию, и это помогло ему достичь «прозрачной ясности и целости в пленном отроке, рожденном на свободе». Величественная красота Кавказа подчеркивала силу устремления героя к высокому, к борьбе за свободу.

То, что Лермонтов использовал в сцене с барсом эпизод грузинской поэмы Шота Руставели » Витязь в тигровой шкуре «, а также распространенную в Грузии песню о тигре и юноше, также содействовало жизненности героя.

Метод, выработанный в предшествовавших «Мцыри» реалистических произведениях, сказался и в том, что Лермонтов отошел от «вершинной» композиции, достиг большей эпичности, лаконизма слога, добился исключительной стилистической выразительности в изображении характера.

Но при всех этих признаках, обнаруживающих воздействие на поэму реалистического метода, «Мцыри» — характернейшее

явление романтической литературы. Наличие одного-единственного героя, в котором воплощен абстрагированный от конкретной социально-исторической действительности «любимейший идеал» — человек, рвущийся к свободе, типизация путем раскрытия его внутренних переживаний, условный сюжет, развернутый патетический монолог, напряженность, гиперболичность переживаний, резко волевая интонация — все это определяющие черты именно романтической поэмы.

Белинский восторженно писал, что в «Мцыри» «этот четырехстопный ямб с одними мужескими окончаниями, как в «Шильонском узнике», звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы. А между тем, какое разнообразие картин, образов и чувств!.

В соответствии с традициями романтизма цельность личности Мцыри (как и героев «Исповеди» и «Моряка», как Арсения из «Боярина Орши», а также купца Калашникова) связана с представлением о «естественном человеке», живущем «с природой жизнею одной» (Арсений), которому «внятен» ее «разговор» (Мцыри). Все они — жертвы бесчеловечности и гнета, против которых восстают.

Автор следовал в «Мцыри» традициям романтизма декабристской литературы, южных поэм Пушкина и поэм Рылеева. Активность романтизма «Мцыри» в том, что в характере героя типизированы объективные тенденции развития русской действительности, хотя и неосознанные и не показанные в своей социально-исторической конкретности.

«Мцыри» соединяет в себе традиции обеих разновидностей декабристской романтической поэмы — поэмы Пушкина и Рылеева. Это слияние оказалось возможным в творчестве поэта, идеологически близкого декабристам и отражающего подекабристскую действительность. Вместе с тем «Мцыри» отличается от поемы Рылеева — в ее основе лежат не чисто политические идеалы, а прежде всего психологические переживания человека, борющегося за свою свободу, а от пушкинских романтических поэм — отсутствием в характере героя эгоизма.

Примечательно, что Мцыри чужда какая бы то ни было рефлексия, так характерная для других героев Лермонтова — для Демона и Печорина.

Поэт шел через романтизм к реализму не прямолинейно, а сложным и противоречивым путем, пытаясь подняться над героем и показать его объективно. К году написания «Песни…» относится начало работы Лермонтова над «Героем нашего времени», законченной в 1839 году. В романе демонический характер центрального героя изображен последовательно-реалистически, хотя и не свободен от элементов романтизма.

Уже после «Маскарада» и «Княгини Литовской», работая над «Героем нашего времени», Лермонтов пишет шестую редакцию «Демона», помеченную 8 сентября 1838 года, существенно отличающуюся от предыдущих, но по-прежнему романтически трактующую образ главного героя. Надеясь опубликовать поэму, Лермонтов вплоть до последнего года жизни вносит в нее значительные поправки.

Необходимость выразить предельную напряженность душевной жизни героя, исключительную силу его отрицания и вместе с тем устремленность к иному, незнакомому в своих конкретных очертаниях, но неизбежному миру, противостоящему отрицаемому, заставила Лермонтова вернуться к романтическому изображению. Отрицание окружающего и жажда жизни в реалистическом изображении неизбежно снижались, мельчали,- проявление характера не могло не быть узким, ограниченным сферой личных отношений, так как типизация объективной действительности неизбежно приводила к установлению внутреннего бессилия «лишнего человека».


Сравнение сюжета: «Мцыри» и «Боярин Орша»