Образ и характер Мцыри по поэме Мцыри (Лермонтов М. Ю.)
Идейное содержание поэмы выражено в ее центральном и по существу единственном образе – Мцыри. Его исповедь – главная часть поэмы, в которой с особой полнотой и глубиной раскрывается духовный мир героя. Но исповеди Мцыри предшествует вступление от автора, в котором не только дается краткое изложение всего сюжета, но и содержатся указания, позволяющие судить о характере Мцыри.
Еще ребенком Мцыри проявил “могучий дух его отцов”, стойкость и выносливость, гордость.
“Пугливый и дикий”, он “без жалоб” переносил болезнь:
…даже
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
С детских лет попав в монастырь, он не мог примириться с жизнью среди чужих людей, вдали от родины, от своего народа. “Он знал одной лишь думы власть” – вернуться в родной аул,
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре.
Только на воле, в те дни, которые Мцыри провел вне монастыря, раскрылось все богатство
Он проявляет упорство в достижении поставленной цели – вернуться на родину. При встрече с грузинкой он не заходит в саклю, чтобы утолить голод:
…Я цель одну – Пройти в родимую страну, Имел в душе – и превозмог Страданье голода, как мог…
Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности:
Но юность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна.
Мцыри любит природу, чувствует ее красоту, понимает ее. Он ощущает свое родство со свободной и мощной стихией. Истомившийся от душевного одиночества в монастыре, Мцыри в общении с природой стремится победить гнетущее чувство тоски по родине.
Его душевное состояние, его жажду найти родных людей выразительно раскрывают сравнения, к которым он прибегает, рассказывая о природе. Так, деревья шумят “свежею толпой, как братья в пляске круговой”; сам он, “как брат, обняться с бурей был бы рад”; “обнявшись крепче двух друзей”. В предсмертном бреду ему кажется, что рыбка поет о своей любви к нему.
Мцыри не удалось достигнуть своей цели – найти родину, свой народ. “На мне печать свою тюрьма оставила”,- так он объясняет причину своей неудачи. Мцыри пал жертвой обстоятельств, оказавшихся сильнее его. Но он умирает непреклонным; дух его не сломлен.
Для него понятия “жизнь” и “воля” неразрывно связаны.
…За несколько минут Между крутых и темных скал; Где я в младенчестве играл, Я б рай и вечность променял…
Мцыри просит отнести его перед смертью в то место сада, откуда виден ему родной Кавказ.
В образе Мцыри поэт выразил свои мечты о человеке-герое, который стремится к свободной жизни и способен на борьбу за нее. Отмечая родственность стремлений Мцыри и самого Лермонтова, Белинский писал: “Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности.
Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью!” Так же понял образ Мцыри и поэт Огарев, друг Герцена. Он сказал, что Мцыри – “его (Лермонтова) самый ясный или единственный идеал”.