Согласны ли вы с мнением, что «поэзия Тютчева есть…не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину…»?

Поэзия Ф. И. Тютчева вырастала на русской почве, но, вместе с тем, он наследовал достижения западноевропейской поэзии. Она с потрясающей силой передает мятежные состояния, выражает бунтарскую стихию человеческой природы. Это — поэзия мысли, которая всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы.

Это поэзия сильных, смелых и оригинальных образов, разнообразная по тональности, замечательная по ритмам и звучаниям, самобытная, темпераментная, эмоциональная, умная.
Тютчев-поэт устремлен в сферу идеалов. Он стремится своими

стихами передать красоту природы и внутреннего мира человека. Человек хочет раскрыть в стихах то, что он любит, что вызывает его восторг, перед чем он преклоняется, на что направлены его желания и нравственные цели.
В поэзии Тютчева содержится сложная и богатая гамма романтических стремлений, чувств и впечатлений. Та романтика, которую поэт воспринял из жизни и собственной души и ввел в стихи, заключена в непознанно-сокровенном, в таинственно-волшебных думах, грезах и снах человека, в тайнах жизни природы и человеческого сердца.
В философской лирике Тютчева выделяется «поэзия дня» и «поэзия ночи».
Первая понимается поэтом как вечно молодой, радостный, гармоничный, телесный и одухотворенный мир:
Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росиста вьется
Долина светлой полосой.
Поэт слышит вечный хор в природе, она для него — орган поющий. День сияет как блистательный покров, природа светится изнутри, освещенная огнем солнца. Природа не мираж, не призрачный фантом, она реальность мира.

В пластических образах он стремится запечатлеть ее формы и краски, бытие в пространстве и времени.
Явления природы имеют свои характеры, входят в конфликты с другими явлениями. Злая Зима и веселая Весна обладают характерами, подобно человеческим. Поэт постоянно вводит в стихотворения образы рек, озер, ручьев, потоков воды, дождевых капель, струй фонтана, морских волн:
Не то, что мните вы, природа!
Не шепот, не бездушный лик…
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Светлому миру гармонического наслаждения в поэзии Тютчева противопоставлен мрачный мир хаоса, холода, тьмы и мертвой неподвижности. Часто это не только противопоставления погоды и сезона, но именно края: тепла севера и юга.
Философская концепция и поэтический мир стихов Тютчева едины. У него получилась своеобразная романтическая мистерия вселенского бытия. В ней величие и драматизм, благодать дня и страхи ночи, радость жизни и трагизм смерти.

Пластические грациозные герои мира дневного находятся в тайном и явном конфликте видимого, сущего с тайным, неразгаданным, составляет главную драматическую коллизию вселенского единства.
По представлениям Тютчева, глубинное в человеке раскрывается не в жизненной повседневности, а в особые, исключительные моменты жизни человека, относительно длинные или короткие периоды, дни, часы, миги. Различные типы стихотворений — это варианты лирического монолога, имеющие определенную нравственно-психологическую установку, задачу самораскрытия. В зависимости от того, какой момент сильного и сокровенного душевного движения оказался в центре внимания поэта, в его лирике появляются исповеди, думы, молитвы.
Проблема жизненных путей получила у Тютчева конкретное и общефилософское раскрытие. Жизнь человека — общение с людьми, с природой, с миром. Человек должен вместить в себя много впечатлений, чувств, дум, новых мест, зрелищ, людей.
Бытие человека Тютчев понимает как неустанное движение. Лирического героя философской лирики поэта отличает стремление сохранения в неприкосновенности нравственного лица души от посягательств бессмертной пошлости людской, жестокого суда людского:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои…
Тютчевская лирика — это, наверное, единственная в своем роде лиротрагедия. По непримиримости столкнувшихся в ней начал и по силе самого столкновения Тютчев может быть сравним в нашей литературе с Достоевским. Культ личности и его ниспровержение, заявление духовности природы и сомнения в этом, утверждение Бога и его отрицание.
Лирика Тютчева — лирика грандиозных обобщений — породила и особый поэтический язык. Его стиль — тоже результат ухода от всего житейского, натуралистического, бытового. Уже современники называли поэта архаистом, столь необычны и высоки казались его стихи. Поэту, имеющему дело с целым мирозданием, со всей природой, характерно стремление к широким обобщениям, к определению устойчивого, конечного, постоянного.

Отсюда простота, первозданность, идеальность его образов. Один из любимых его поэтических эпитетов — «золотой». Этот эпитет, как и вообще любой тютчевский образ, фокусирует бытие, устанавливает связь отдаленных вещей и явлений.

Самые необычные комбинации типа «поющие деревьев» у Тютчева — результат ощущения единства мира.
Стихи Ф. Тютчева философичны по глубине, по способности выйти к главным вопросам бытия: жизнь и смерть, вера и безверие, хаос и космос. Поэзия Тютчева не провозглашение окончательных истин, не сообщение об итогах поиска, но сам неостановимый поиск.


Согласны ли вы с мнением, что «поэзия Тютчева есть…не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину…»?