Согласны ли вы с мнением: “Художественный опыт Толстого органически вошел в военную прозу конца 1950-х – середины 1980-х гг. в виде освоения, продолжения, развития и ведения литературного диалога”?

Согласны ли вы с мнением Г. Ф. Хасановой: “Художественный опыт Л. Н. Толстого органически вошел в военную прозу конца 1950-х – середины 1980-х гг. в виде освоения, продолжения, развития и ведения литературного диалога”?

Приступая к выполнению задания, вспомните, что влияние Л. Н. Тол­стого на развитие литературы XX века чрезвычайно велико. Далее пока­жите, как художественный опыт Л. Н. Толстого был творчески использо­ван в прозе конца 1950-х – середины 1980-х гг.

Отметьте продолжение традиций Л.Н. Толстого на идейно-философском уровне (сущность

войны рассматривается в контексте истори­ко-философской концепции автора “Войны и мира”, согласно которой ход истории зависит не от воли отдельно взятой личности, а от усилий каждого). Данная традиция ярко прослеживается в романе А.А. Ананьева “Танки идут ромбом”, повести Ю. Г. Гончарова “Теперь – безымянные…”, творчестве Г.Я.

Бакланова, Ю.В. Бондарева.

Далее покажите развитие антивоенной толстовской традиции в вопро­сах понимания сущности патриотизма и героизма. Установите, что в про­изведениях Ю. В. Бондарева,

Г. Я. Бакланова, В. В. Быкова, А. П. Злобина,

В. Л. Кондратьева официальному показному патриотизму всегда противо­поставлен патриотизм истинный.

Обратите внимание на то, что писатели XX века, как и Л. Н. Толстой, изображают войну как тяжелый, страшный труд, а человека, совершивше­го подвиг, называют “работягой”. Для В. Быкова, Е. Носова и других авто­ров важно показать не столько итог их поступков, сколько нравственную подготовку к подвигу.

Развивая свою мысль, отметьте, что продолжение и развитие тради­ций Л. Н. Толстого привело к активному осмыслению и дальнейшей раз­работке типологии солдат и офицеров, начатой великим писателем. Всту­пая в литературный диалог с автором великого романа, прозаики XX века создают свои варианты “тружеников войны”, “маленьких Наполеонов”, героев, восходящих к образу Пети Ростова.

Представьте названные типы героев. Для “тружеников” война пред­ставляется как тяжелая ежедневная работа, которую необходимо завер­шить ради восстановления мира. К этому типу можно отнести полковника Прищемихина (Г.Я. Бакланов “Июль 41-го года”), безымянного навод­чика (Г.

Я. Бакланов “Южнее главного удара”), солдата Ефима Сафонова (А.А. Ананьев “Танки идут ромбом”), Бульбанюка (Ю. В. Бондарев “Ба­тальоны просят огня”), сержанта Кудрявчикова (А.П.

Злобин “Самый далекий берег”) и др.

“Маленькие Наполеоны” воспринимают войну как время для быст­рого продвижения по карьерной лестнице, кратчайший путь к славе. Этот тип представлен именами полковника Славина (А. П. Злобин “Самый да­лекий берег”), лейтенанта Дроздовского (Ю. В. Бондарев “Горячий снег”), майора Калача (К.

Д. Воробьев “Крик”).

Герой, восходящий к образу Пети Ростова, отражает переходное состоя­ние от ребенка к романтику войны, который, в свою очередь, в дальнейшем становится или противником войны, или “маленьким Наполеоном”. К это­му типу можно причислить и командира взвода Никольского (Г.Я. Бак­ланов “Пядь земли”), лейтенантов Давлатяна и Ерошина (Ю.

В. Бон­дарев “Горячий снег”, “Батальоны просят огня”), лейтенанта Алешина (Ю. В. Бондарев “Последние залпы”), Саню Малешкина (В.А. Курочкин “На войне как на войне”), лейтенанта Володина (А.А.

Ананьев “Танки идут ромбом”).

Завершая краткий экскурс в историю военной прозы конца 1950-х – середины 1980-х гг., согласитесь с мнением исследователя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Согласны ли вы с мнением: “Художественный опыт Толстого органически вошел в военную прозу конца 1950-х – середины 1980-х гг. в виде освоения, продолжения, развития и ведения литературного диалога”?