Сочинение на тему: Ход времени в комедии Чехова «Вишневый сад»
Ход времени в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад»
Пьеса «Вишневый сад» и сегодня не сходит со сцен российских и зарубежных театров. Проблемы, затронутые в ней, злободневны и поныне: это — неудовлетворенность человека действительностью и собой, желание изменить жизнь, отчужденность и одиночество, утрата родственных корней. «Вишневый сад» — это комедия вне времени.
Тема «времени» в более узком его понимании — одна из главных тем пьесы. Первая реплика Лопахина: «…Который час?» — задает мотив неумолимо
Но радостное настроение человека, возвратившегося к родному очагу, постепенно гаснет под грузом житейских проблем.
У героев пьесы — общая проблема: продажа имения, продажа вишневого сада. Но все они — Раневская, Гаев, Аня, Варя — стараются уйти от этой темы, не говорить о ней; они хотят уйти от времени, остановить его, оттянуть горький финал. Торги назначены на двадцать второе августа,
и, хотя все помнят об этом, вслух этот день называет лишь Лопахин. Он единственный
Такое поведение героев неудивительно: для них вишневый сад — олицетворение жизни, молодости, с ним связаны их воспоминания о прекрасных днях.
«О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось… Весь, весь белый!
О, сад мой!» — восклицает в порыве счастья Любовь Андреевна. Она гонит прочь мысль о продаже и не обращает внимания на слова Гаева: «Да, и сад продадут за долги, как это ни странно…»
Для Лопахина вишневый сад — всего лишь земля, которую можно продать, заложить или купить.
Гармония в душе Раневской нарушена приходом Пети Трофимова, бывшего учителя ее погибшего сына. В комнату врываются воспоминания — и вновь звучит мотив времени, мотив старения, увядания: «Что же, Петя? Отчего вы так подурнели?
Отчего постарели? Постарел и ты, Леонид».
Второе действие начинается с реплики Шарлотты: «…я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая… Так хочется поговорить, а не с кем… Никого у меня нет». Вместе с промелькнувшим мотивом неосознанной остановки времени («…я не знаю, сколько мне лет…») возникает тема общего конфликта («…хочется поговорить, а не с кем») — конфликта человека с жизнью, мечты с действительностью.
Это душевное состояние Шарлотты: «кто я, зачем я, неизвестно…» — характерно для всех персонажей пьесы. Гаев и Раневская живут прошлым и не хотят ничего менять, Лопахин не осознает своего места в мире, положение Вари шатко и неопределенно.
Лишь Петя, а также Аня внешне счастливы. Они хотят идти к новой жизни, решительно порвав с прошлым. Сад для них — «вся Россия», а не только этот вишневый сад.
Но, не полюбив малой родины, они не смогут полюбить весь мир. Оба героя устремляются к новым горизонтам, но теряют корни. И в этом их трагедия.
Действие третье открывает сцена бала. И в этом также проявляется неосознанное желание героев пьесы остановить время, забыться в суматохе, в бестолковости быта. Но Раневской это плохо удается, она в волнении: «Сегодня судьба моя решается, судьба…» Конфликт Раневской и Трофимова показывает невозможность их взаимопонимания. И если для Пети нет прошлого и воспоминаний, как «нет поворота назад, заросла дорожка», то Раневская глубоко горюет: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни…» Но вот появляется Лопахин и с оттенком какой-то плебейской гордости сообщает о получении им вишневого сада в собственное владение.
В то же время он ощущает свою неустойчивость (ремарка: «канделябр едва не падает»), он остается в одиночестве («За все могу заплатить!»)… Классический сюжет мировой литературы: тот, кто может за все заплатить, неизбежно теряет друзей и душу.
Но как только стали известны результаты торгов, всеобщее состояние героев иное — «скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь». Все происходящее в третьем действии как бы подталкивает время вперед.
В четвертом действии время вновь словно замедляется, замирает. Герои за бытовыми мелочами не замечают его. Вновь между репликами — долгие паузы, зрительно останавливающие отсчет времени, вновь возникает мотив старения, ветшания.
Во всей полноте проявляются меркантильность Лопахина и отсутствие в нем душевного такта: не дожидаясь отъезда Раневской, он приступает к вырубке вишневого сада. Но Лопахин не уверен, что он хозяин надолго. Этой несвоевременной вырубкой он точно хочет догнать время, не желая его терять.
Звуки топора напоминают удары часов.
Вишневый сад — комедия. Но Чехов не ставит перед собой задачи разоблачения героев. Законы чеховской комедии иные. Пьеса отражает время стыка двух эпох, когда фраза «Бог умер» ознаменовала утрату веры и погружение мира в мелочность бытия.
Чехов отразил суть эпохи начала двадцатого столетия и одновременно указал на конец века. Чехов — вне времени и вне национальных границ.