Идеи и конфликты пьесы “Вишневый сад” А. П. Чехова

В пьесе Чехов обобщает тему гибели дворянских гнезд, раскрывает обреченность дворянства и приход ему на смену новых общественных сил.

Россия прошлого, Россия вишневых садов с их элегической красотой представлена образами Раневской и Гаева. Это осколки поместного дворянства. Они нерешительны, не приспособлены к жизни, пассивны. Единственное, что они могут, – это произносить напыщенные, как Гаев, речи к старому шкафу или лепетать, как Раневская, сентиментальное: “Шкапик мой родной!”, “Детская, милая моя, прекрасная комната!”

Они продолжают жить идеями и представлениями прошлого и, любя свое имение, ничего не делают, чтобы спасти его, хотя Лопахин дает им дельный совет.

Это люди ушедшего времени, безалаберные (Гаев состояние на леденцах проел; Раневская растратила на недостойного человека), неглубокие, не приносящие никому ни добра, ни зла. Они безропотно подчиняются ходу историй.

На смену хозяевам дворянских гнезд приходят практичные и энергичные Лопахины. У них другие этические понятия. То, что Раневской и Гаеву кажется хамством (разбить вишневый сад на дачные участки и сдавать), для него не более чем требование жизни.

Между

бывшими и новым хозяевами вишневого сада нет личного конфликта.

Напротив, Лопахин искренне привязан к Раневской: “…вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я… люблю вас, как родную… больше, чем родную”. Но объективно, как представители разных классов, они вступают в исторической конфликт. Лопахин показан Чеховым как человек, стремящийся к знаниям, чувствующий красоту, у него “тонкая, нежная душа”.

Как личность он тоньше и человечнее, чем роль, которая отведена ему исторически. Эта роль характеризуется словами Пети Трофимова: “Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен”. Лопахин – лишь звено в исторической цепи развития.

Его дед и отец были крепостными Раневской, он становится хозяином вишневого сада – в этом чувствуется даже какая-то справедливость.

Лопахин сам понимает, что и ему на смену придут новые люди. Он мечтает о конце “нескладной и несчастливой жизни”. Возможно, вестниками нового, прекрасного будущего являются Петя Трофимов и Аня – дочь Раневской.

Петя Трофимов – “облезлый барин”, “недотепа”, “вечный студент” – воплотил черты интеллигента-разночинца, своим трудом мечтающего преобразить Россию.

Трофимов и Аня выражают предчувствие грядущих перемен. “Вся Россия – наш сад”, – говорит Петя Трофимов. При всей неопределенности будущего Чехов уверен в том, что оно принадлежит молодому поколению.

В пьесе образ вишневого сада имеет символическое значение: это и элегическое прошлое дворянства, и целесообразно-практическое настоящее буржуазии, и радостное, но неопределенное будущее молодого поколения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Идеи и конфликты пьесы “Вишневый сад” А. П. Чехова