Сочинение на тему: “Драматическая напряженность внутреннего действия в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”

В середине 1890-х годов А. П. Чехов возвращается к драматургическим
произведениям. И кажется, что в пьесе драматург пытается перенести основные
принципы “объективной” прозы. Сюжетной остроте идет на смену внешне
спокойное течение событий. Такими можно назвать многие пьесы Чехова. Но
обратимся к комедии “Вишневый сад”.
Здесь перед нами предстает достаточно банальная сюжетная картина,
характерная для отражения того времени, когда писалась пьеса – 1904 год.
Господа уже оказались не способными даже удержать то,

что было у них
раньше – родовое имение и прекрасный вишневый сад. Новые веяния времени
они не принимают, это не соответствует тому образу жизни, что был заведен
раньше. В итоге они теряют и сад, и имение. И такая своеобразная обреченность
наступающей реальности прослеживается уже с самого начала пьесы. Комедия
кажется просто переполненной грустными воспоминаниями. “В этой детской я
спала, глядела отсюда на сад, – смотрит в окно Любовь Андреевна, – счастье
просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто
не изменилось”. В итоге получается, что все драматургические
коллизии и
перипетии перемещаются в сферу духовных переживаний героев.
Первое, что встречается в пьесе это воспоминания. Например, Любови
Андреевны: “Я не могу усидеть, не в состоянии… Я не переживу этой радости…
Смейтесь надо мной, я глупая… Шкафик мой родной… ” Каждое слово ее и жест
отражают то, что иногда невольно вырывается из души наружу.
К такой женской эмоциональности присоединяется и ее брат Гаев: “Шкаф сделан
ровно сто лет тому назад. Каково? А? Можно было бы юбилей отпраздновать…
Дорогой мой многоуважаемый шкаф!” Каждый из героев, наверное, на
подсознательном уровне понимает обреченность своего положения и прощается
мысленно с дорогими сердцу вещами. Возможно, что только к концу пьесы они
поймут, что это реальность, она наконец вышла из внутреннего действия наружу.
И им теперь на самом деле приходится покидать родной вишневый сад.
Но не только воспоминания, но и действия героев вызывают их внутреннее
напряжение. Так, Аня корит Гаева за несдержанность.
Свое внутреннее состояние раскрывает и Лопахин. Он настоятельно несколько
раз предлагает свой план спасения героям. Но его “крик души” никто не слышит,
и никто не хочет понимать, что это единственный выход.
Складывается так, что в фабуле пьесы ослабляются элементы занимательности.
Единственное, что интригует с самого начала пьесы: так это кому же достанется
вишневый сад? Но как говорилось выше, все начало пьесы предсказывает, что
прекрасное место скоро хозяевам принадлежать не будет.
Также в комедии “Вишневый сад” важны и не словесные средства, которые
создают свою канву драматического напряжения. Так называемую паузу и
использует и Гаев, и Лопахин перед тем как сообщить всем о судьбе вишневого
сада. Гаев ничего не отвечает на вопросы, а только машет рукой и плача
предлагает взять хоть что-то из еды.
Добавляется внутренняя напряженность и к действиям персонажей. Особенно
ярко они проявляются при ожидании известия о судьбе вишневого сада. Когда
Лопахин сообщает о своей покупке, пауза переходит в немую сцену. Радость
нового владельца никто разделять не хочет. И на первый взгляд кажется, что
драматическая напряженность внутреннего действия спала. Однако впереди
остался самый главный внесловесный элемент такого напряжения.
Когда все собираются уезжать, то в дали слышен стук топора по дереву. Это
рубят вишневый сад. И пика драматического напряжения внутреннее действие
достигает в конце пьесы.

Струна лопнула – напряжение спало, остался лишь драматизм ситуации. Вот
такой психологический подтекст складывается в пьесе Чехова “Вишневый сад”.
Он собирается из самых маленьких и незначительных кусочков – воспоминаний и
действий героев.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: “Драматическая напряженность внутреннего действия в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”