Сочинение на тему: Жизнь и сад (по пьесе Чехова «Вишневый сад»)
Жизнь и сад (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»)
«Вишневый сад» — последнее произведение Чехова. Неизлечимо больной, осознающий свою близкую кончину, писатель мучительно размышляет о судьбе страны, о том, кому можно доверить Россию, ее красоту и богатство.
Вишневый сад — образ сложный и неоднозначный. Это и конкретный сад, привычный для русских селений, но это и образ-символ. Символ красоты русской природы, национальных традиций, запечатленных в литературе, музыке, живописи.
Это — центральный образ пьесы, который
Писатель органично соединяет персонажей разных возрастов и разных социальных групп для решения своих творческих задач.
Самый старый человек в пьесе — Фирс. Все его идеалы — в прошлом, до 1861 года, «до воли», которую он считает началом всех бед. Это человек, лишенный личностного начала, вся его жизнь посвящена господам. Но нельзя сказать, что Фирс — человек
В старом лакее есть удивительное качество, которым в пьесе наделен он один. Это — преданность. Фирс искренне, с отцовской нежностью любит своих господ, готов бесконечно их оберегать, в нем очень сильно чувство патриархального единства, цельности.
С Фирсом эта цельность и беззаветная преданность из жизни уйдут, ибо в современном обществе они уже излишни, да и сам Фирс со своим стремлением всех соединить, уберечь от беды не в силах сохранить главное — родное гнездо, сад.
Более молодые герои пьесы — русские помещики брат и сестра Гаев и Раневская. Чехов отдает дань образованности, эстетической развитости русского дворянства. Действительно, Гаев и Раневская — умные, чуткие люди, умеющие ценить красоту.
Раневская — добрый человек. Чехов наделяет ее прекрасной внешностью, которая гармонирует с ее внутренней утонченностью и благородством. Но при всей своей развитости и душевном богатстве Раневская и Гаев лишены чувства реальности, элементарной практичности и дальновидности, которые столь важны для заботы о близких, детях, стариках, наконец, о самих себе. Гаев и Раневская безответственны по отношению к окружающим людям и саду — красоте, которую они тонко чувствуют и ценят, но в силу инертности не могут ничего предпринять для ее спасения.
Эти герои обнаруживают свою полную нежизнеспособность. В своей беспомощности они жалки и более того — смешны.
Но в пьесе есть и образ очень энергичного человека — Лопахина. Это — русский капиталист, потомок крепостных, хорошо помнящий и своих простых и униженных предков. Лопахин — человек удивительно деятельный. Он чувствует красоту: его восхищают цветущее маковое поле, сад, «прекраснее которого нет ничего на свете».
И в то же время вполне понятен его восторг по поводу удачной продажи мака. Лопахин не злодей, пробравшийся в благородное семейство с недобрыми целями. Это глубоко порядочный человек, искренне привязанный к Раневской; он пытается научить ее, как спасти сад.
Но его деловитость вытравляет в нем духовность, и он сам это понимает: не может читать книги, не умеет любить… Лопахин спасает вишневый сад, но как? Он его вырубает, чтобы строить там дачные участки, и красота умирает в его цепких и крепких руках.
Очевидно, что автор не на стороне человека, который рубит топором стволы прекрасных деревьев. Лопахин чувствует себя хозяином жизни. В чем-то сродни ему бездушный лакей Яша.
Это единственный герой в пьесе, о котором нельзя сказать ни одного доброго слова. Каким-то неведомым топором в нем вырублены доброта, любовь к матери, чувство привязанности к месту, где родился и вырос. В этом он прямая противоположность Фирсу, у которого эти качества необычайно развиты.
Чеховские идеалы в пьесе многие связывают с образами молодежи — Пети Трофимова и Ани. Безусловно, эти герои бескорыстны, мечтательны, чисты. Но автор не спешит связать с ними свои надежды на новую жизнь.
Петя олицетворяет собой определенный тип людей: он «вечный студент», «Мы выше любви», — заявляет он, признаваясь тем самым в неспособности к серьезному чувству. Во всем облике этого персонажа сквозит какая-то недостаточность, неглубокость, отсутствие жизненной силы. Нет в нем того, что во все времена ценилось на Руси, — основательности.
Автор не может доверить ему красоту, да и сам герой не пытается спасти сад. Его не волнует самая важная для Чехова проблема. Петя смотрит на все слишком поверхностно; не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее на основе надуманных идей.
В конце чеховской пьесы стоит не точка, а знак вопроса. Давно отмечена особенность «бесконечных» произведений этого писателя: читатель как бы соучаствует в изображаемом действии, а не остается сторонним наблюдателем.
Чехов как-то сказал, что в человеке все должно быть прекрасно… И, читая «Вишневый сад», размышляя о жизни и поступках его героев, мы задумываемся над судьбой России и ее красоты.
Кто же спасет красоту?