Сочинение на тему: Тема отечества в поэзии Б. Окуджавы
Булат Окуджава для русской литературы XX века — целая эпоха. Он принадлежит к тем поэтам, которые в своем творчестве очень тесно связаны со временем, местом, а главное — с народом его творчество буквально переплетено с той эпохой, в которую он жил. Многие произведения Булата Шалвовича посвящены тем явлениям, предметам, понятиям повседневной жизни, которые были близки, знакомы, современны поэту, некоторые из них довольно трогательны: троллейбус, который развозит запоздавших пассажиров, пешеходы, спешащие по делам, мальчишки, уходящие на
Вместе с тем невозможно отрицать тот факт, что извечные философские проблемы, волнующие писателей и поэтов многих предыдущих поколений, в его поэзии мастерски переплетены с темами, которые были и остаются актуальными и на сегодняшний день.
Одной из подобных тем является тема тесной связи творца с отечеством. «Песенку об Арбате» Булата Окуджавы в этом плане можно назвать знаковым произведением. Каждая строка в ней является «концентратом» мысли и чувства, ни от одной нельзя избавиться, не разрушив поэтический и смысловой «узор».
Известно, что сам автор был уроженцем
Очевидно, что привязанность к москвичам как к совершенно особому «сорту» россиян — один из тех факторов, которые были способны вдохновлять поэта: познакомившись с творчеством Булата Окуджавы поближе, видишь лирического героя, который не только любуется этими людьми со стороны, — иногда он ищет в них поддержки («Полночный троллейбус»). Будучи уроженцем Арбата, автор наделяет улицу и ее обитателей особенным характером, черты которого — «изысканность, строгость, лень, хлебосольство, доброжелательность и достоинство, но никогда высокомерие или чванство. Я уж не говорю об уюте — уют, сам собой сложившийся, врожденный, теплый…».
Словом, это отдельный народ со своеобразным менталитетом. На фоне всего этого употребляемое автором в поэзии слово «отечество» приобретает для нас новый оттенок значения, возможно, менее торжественный, но при этом можно прочувствовать тепло, с которым поэт обращается к улице: «…Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое отечество».
С самого начала мы понимаем, что автор не просто рассказывает о чувстве патриотизма, которое связывает его с родной улицей; он любуется ею с какой-то необъяснимой, возможно, непонятной для непосвященного человека светлой грустью. «Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое призвание…», — можно ли более трогательно признаться в любви своему городу? Несмотря на то, что в самом начале автор сравнивает улицу именно с рекой («Ты течешь, как река. Странное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода…»), вчитываясь в строки стихотворения, невольно представляешь улицу как живое создание: красивое, величественное, загадочное («никогда до конца не пройти тебя»), обладающее невероятным шармом, при этом неизменно любящее своих ежедневных пешеходов (Арбат, как известно, пешеходная улица) и всех тех, кто по каким-либо причинам оказался связан с ним: «От любви твоей вовсе не излечишься, сорок тысяч других мостовых любя…». Романтизируя эту улицу, поэт утверждает, что не просто навеки связан с местом, где родился, а является частью Москвы.
С именем Окуджавы (наряду с Юрием Визбором, Александром Галичем) связано появление авторской песни. Не одно его стихотворение стало со временем песней (здесь, кроме «Песенки об Арбате», можно назвать, например, и «На Тверском бульваре», «В Барабанном переулке», причем все они посвящены московским улицам). Булат Шалвович был не из тех поэтов, которые творят для широкой публики: этот принцип был его творческим девизом, и, возможно, именно он сделал его творения бессмертными.