Сочинение: Тема поэта и поэзии – Маяковский
Разгоревшиеся в 20-е годы дискуссии “о месте поэта в рабочем строю”, о поэтическом языке новой эпохи нашли отражение в стихах Маяковского на традиционную для русской литературы тему поэта и поэзии: “Приказ по армии искусства”, “Поэт рабочий”, “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”, “Приказ № 2 армии искусства”, “О поэтах”, “Юбилейное”, “Домой!”, “Сергею Есенину”, “Разговор с фининспектором о поэзии”, “Послание пролетарским поэтам”, “Письмо писателя
И хотя он отдал в своих выступлениях и стихах дань установкам группы, все же его представления об искусстве не сводимы к программам Лефа и, самое главное, Маяковский был поэтом, переступавшим в своем творчестве через любые сковывавшие
В литературной борьбе 20-х годов он горячо отстаивал искусство боевое, активно участвующее в коренном переустройстве мира. Вот почему права М. Цветаева, писавшая, что выход после прочтения произведений Маяковского один – в действие. “По чертежам / деловито и сухо / строим / завтрашний мир” (“Письмо… Горькому”) – так определил поэт задачу нового искусства.
Категоричен, не допускает возражений тон его “приказов”, в которых поэт приравнивается к рабочему, ощущает себя “фабрикой”, “советским заводом”, выполняющим социальный заказ эпохи. Эта, по определению Ал. Михайлова, “госплановско-заводская” образность с особой силой будет развита в стихотворении “Домой/” Поэт озабочен тем, как отнесется читатель к его стихам, воспримет ли он их серьезно, поймет ли самое главное, искреннее”: … я ж / с небес поэзии / бросаюсь в коммунизм,/ потому что / нет мне / без него любви”; “Не хочу,/ чтоб меня, как цветочек с полян,/ рвали / после служебных тягот”.
Из этого протеста и рождается в стихотворении ряд образов, в которых Маяковский воплощает свое представление о деятельном, жизненно необходимом искусстве: “Я хочу,/ чтоб в дебатах / потел Госплан,/мне давая / задания на год”, “я хочу,/ чтоб к штыку/ приравняли перо” и даже “о работе стихов,/ от Политбюро,/ чтобы делал / доклады Сталин”. Безусловно, можно критиковать Маяковского за эти строки, за следование лефовскому “производственному” отношению к искусству, за прямолинейное подчинение поэзии задачам политики. Но при этом не надо забывать о причинах появления таких полемически заостренных формулировок (здесь и ожесточенная литературная полемика, и тревога поэта, возвращающегося домой после заграничного путешествия, и желание быть понятым).
Кроме того, речь идет о стихотворном тексте, который нельзя прочитывать буквально, без учета его метафорической природы. К примеру, штык, оружие – это традиционная для русской литературы метафора гражданского искусства, которая получит в творчестве Маяковского широкое распространение (“рифма… – бочка с динамитом”, “строчечный фронт”, “страниц войска”, “кавалерия острот” и т. д.). “Госплановские” образы – это тоже метафоры, обозначающие жажду действия, уважения к поэтическому труду, признания поэта как равноправного члена общества.
Высказывания в лефовском духе, в которых представления об искусстве упрощаются и прямолинейно огрубляются, можно встретить во многих стихах Маяковского. В то же время он всегда внимателен не только к актуальной теме, но и к художественному качеству произведений, постоянно высмеивает халтуру в искусстве, как, например, в сатирических строках о неком пролетарском поэте Степе, у которого в стихах “Коминтерна топот” и “классовый разум”, но нет поэзии (характерно, что этому горе- Степе противопоставлен “деклассированный интеллигент” и подлинный поэт Лермонтов) (“Марксизм – оружие…”).
“Поэзия – вся! – езда в незнаемое!” – здесь уже не “производственное задание”, а признание тайны искусства (“Разговор с фининспектором…”), которое “существует- и ни в зуб ногой!” (“Юбилейное”), “Одного боюсь- /за вас и сам, – / чтоб не обмелели / наши души”, – делится тревогой автор в “Послании пролетарским поэтам”, стремясь объяснить свою позицию в литературных битвах, призывая к объединению сил: А мне в действительности единственное надо – чтоб больше поэтов хороших и разных.