Сочинение на тему: изображение деревни в произведении Бунина Деревня

Так же, как и Горький (“По Руси”, “Исповедь”, “Лето”), Бунин стремится к исследованию “черт психики славянина”, в том числе подсознательного ее пласта. Но в отличие от Горько­го, Бунин не возлагает надежд на социальные преобразования и гораздо более пессимистически смотрит на возможность из­менения в строе русской души, да и в ходе исторического про­цесса в целом. Настроение этих произведений определяется не только картинами явного запустения деревни, но и общей иде­ей Бунина о том, что темные и непонятные силы движут

жизнь к хаосу.

После выхода “Деревни”, как будет вспоминать в эмиграции А. Амфитеатров, Бунина “почти прокляла русская интеллиген­ция за мрачное изображение деревни”, и та же самая интелли­генция позднее будет удивляться прозорливости художника. По­жалуй, одним из немногих, кто сразу оценил значение бунин­ского произведения, был М. Горький, написавший автору: “Пройдет ошеломленность… серьезные люди скажут: помимо первостепенной художественной ценности своей “Деревня” Бу­нина была толчком, который заставил разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься уже не о мужике,

не о народе, а над строгим вопросом: быть или не быть России?.. Так глубоко, так исторически деревню никто не брал…

Дорог мне этот скромно скрытый, заглушенный стон о родной земле, до­рога благородная скорбь, мучительный страх за нас… Так еще не писали!”

Что же поразило современников в бунинском изображении деревни? Конечно, не правдивое описание ее материальной нищеты – это уже было привычным в литературе, а указание на “запустение” душевное. Бунин уверен, что проблемы России коренятся именно в духовной, а не в материальной сфере.

Без­радостен пейзаж, сливающийся с “серой мутью” жизни дурновцев. Здесь, как подметил С. Крыжицкий, все серо: “и небо, и снеговые тучи, и льняное белье, повешенное для сушки, и ку­сок хлеба, густо посыпанный серой солью. Даже фамилия одно­го из героев – Серый”.

Этот второстепенный герой, как часто бывает у Бунина, важен в концепции произведения. Он интере­сен автору узнаваемостью, похожестью, обычностью своей. И действительно: крыша в доме Серого прохудилась, но он и не подумал починить ее. Земли у него немало, но работать не хо­телось, “сеял не больше полнивы”, да и то продавал на корню.

И при этом все ждал чего-то, потому что “ему, по его мнению, чертовски не везло. Не попадало дела настоящего, да и только!”. Зато когда что-либо случалось в деревне, что-либо нарушало будни – Серый являлся первым…

Скука и недовольство всем, непонятная тоска, необъяснимое отвращение к будням, к по­вседневной работе, к нормальной обычной жизни, стремление любым путем вырваться за этот круг- пусть через пьянство, бродяжничество, бунт, самые немыслимые поступки – по Бу­нину, это черты национального характера, укорененные в ис­тории и мало изменяющиеся с ее ходом. “Русская, брат, музы­ка: жить по-свинячьи скверно, – говорит Кузьма Красов, – а все-таки живу и буду жить по-свинячьи!” Не эта ли вызываю­щая недоумение и тревогу за будущее нации запутанность пси­хики подчеркнута в названии деревни – Дурновка (вспомним близкое чеховское: “Палата № 6”)? Сложное, иррациональное сочетание несочетаемого в национальном характере стремились постигнуть и другие писатели – современники Бунина (напри­мер, можно провести параллель между рассказом Бунина “За­хар Воробьев”, рассказом Короленко “Река играет” и “Конова­ловым” Горького).

Обратим внимание на то, что автор дал своему произведе­нию предельно обобщенное заглавие: “Деревня”. Как сказал один из героев, крестьянин Балашкин, “да она (Россия) вся деревня, на носу заруби себе это!”. Таким образом, перед чита­телем предстала картина жизни всей крестьянской России.

Эта значительность замысла обусловила авторское определение жанра произведения (поэма).

Утверждения критиков о том, что в этом беспощадном изображении деревни нет любви, что автор занимает позицию стороннего холодного наблюдателя, вызывали горечь у писате­ля. “Если бы я эту “икону”, эту Русь не любил, не видал, из-за чего же бы я так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так беспрерывно, так люто?” – запишет позднее Бунин в сво­ем дневнике. Прав Ю. Мальцев, когда пишет, что здесь нет ос­корбления, а есть отчаянное самобичевание, обнажение язв и страдание – тоже, заметим, чисто русские черты.

У Бунина нет готовых ответов на им же самим поставлен­ные вопросы, и в этом отсутствии морализаторства также со­стоит особенность прозы писателя. “Деревня” являет собой не приговор, а спор о русском человеке, что определило, в част­ности, активное использование диалога (Кузьма Красов – Ба­лашкин), в ходе которого раскрываются противоположные точ­ки зрения на народ.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: изображение деревни в произведении Бунина Деревня