Сочинение на тему: Деревня в прозе Бунина

Образ деревни проходит через все творчество Бунина и вы­ступает в двух темах: жизнь и быт крестьян и разорение дворян­ских усадеб. Эти темы иногда решаются отдельно друг от друга, но чаще параллельно.

Страшный мир крестьянской нищеты раскрывается в рас­сказе “Танька”, характерном для раннего творчества Бунина. В семье мужика Корнея нечем кормить детей. Голодную пятилет­нюю девочку Таньку мать выгоняет на улицу.

Это маленькое, дрожащее от холода, оборванное существо олицетворяет поре­форменную деревню. Бунин сочувственно относится

к крестья­нам. Он подчеркивает их душевную тонкость, деликатность, склонность к поэтическим чувствам.

Вместе с тем писатель идеализирует образ барина Павла Антоновича, который пожа­лел и накормил Таньку. Барин размышляет о невеселом буду­щем девочки и вспоминает, что его племянницы во Флоренции. “Танька и Флоренция!” – как разителен контраст между судьба­ми крестьянской девочки и дворянскими барышнями. Бунин показывает глубокую пропасть между помещиками и народом.

О разорении дворянских гнезд повествуется в рассказе “Бай­баки”. Прежде богатое именье Лучезаровка скудеет, превраща­ется

в жалкое селеньице, которое зимой затеряно в снегах и кажется вымершим. По ночам около дома воют волки.

Барский дом полуразрушен, сам барин Баскаков живет впроголодь. Он думает, что все хорошее из жизни исчезло с отменой крепостного права. Однако Бунин показывает, что виноваты не реформы, а сами помещики – байбаки, лентяи, не сумевшие сохранить хо­зяйство, беспомощные в быту, развратившие и своих слуг, не способные трудиться.

Та же тема уходящих дворянских гнезд раскрывается в лири­ческом рассказе “Антоновские яблоки”. Это рассказ об уходя­щей в прошлое целой исторической полосе в жизни России. Бунин видит немало светлого, поэтичного в прошлой жизни.

Пьянящий запах антоновских яблок ассоциируется у него с кра­сотой прежней деревенской идиллии. В памяти героя всплывают нежные ностальгические картины прошлого – барский сад, гости в залитом солнцем большом зале, славный запах старинных пе­реплетов в дедушкиной библиотеке, пьянящий аромат яблок. Идиллические воспоминания чередуются с реалистическим изо­бражением нынешней усадьбы, в которой видно оскудение, разорение помещичьих гнезд.

Все же в рассказе Бунина главное, определяющее – это элегическая тональность, грусть прощания с уходящей дворянско-патриархальной Россией.

В “Антоновских яблоках” проявилась синтетическая природа бунинского стиля, в котором сливаются воедино запахи, краски, звуки, а будничное наполнено поэтическим светом и лиризмом.

Повесть “Деревня” явилась “стоном о родной земле”. Бунин широко охватывает русскую жизнь. От Дурновки пространство раздвигается, в поле зрения оказываются другие деревни, стан­ции, уездные города. Раздвигается и время: современность со­поставляется с прошлым – от времен Киевской Руси до середи­ны XIX в.

В центре повести – жизнь братьев Красовых: кулака Тихона и поэта-самоучки Кузьмы. Глазами этих людей даны основные события – русско-японская война, революция 1905 г., насту­пившая за ней реакция.

Кузьма Красов – человек, ищущий правду и смысл жизни. Он постоянно в духовном движении, росте. Самоучка Кузьма знает Шиллера, Гоголя, Белинского, Пушкина. Его волнуют животрепещущие проблемы современности.

Некоторое время он увлекается толстовством, но столкновение с реальной жизнью показывает несостоятельность теории непротивления. В созна­нии Кузьмы формируются принципы гуманизма, преодолевает­ся варварское отношение к человеку. Кузьма болеет душой за Россию и русский народ, но видит все отрицательные качества его и делает вывод, что народ сам виноват в своем положении: “Скажешь – правительство виновато?

Да ведь по холопу и ба­рин, по Сеньке и шапка”.

Бунин рисует жизнь крестьянской России серыми, унылыми красками. Дурновка становится центром и олицетворением всей стра­ны. Темнота, холод, грязь, вонь – вот что окружает полунищих кре­стьян.

Типичен образ самого бедного мужика Дурновки – Серого. Его прозвище под стать всему колориту изображаемой жизни. Он ленив, апатичен, безразличен к судьбе своей семьи. Вообще нищие, “обглоданные” жизнью дурновцы не похожи на тех крестьян, кото­рых идеализировал Бунин.

Они не способны работать, потеряли привязанность к земле. Они наглы, циничны, грубы и жестоки. Из­вечная крестьянская нравственность уходит из их душ.

В целом рисуя крестьян мрачными красками, негативно оце­нивая их настоящее, Бунин все же показывает и светлые харак­теры, и привлекательных героев. В образе Молодой представлена судьба крестьянской женщины предреволюционного времени. В ней раскрыты прекрасные духовные качества.

Она очень краси­ва, но это поруганная красота, трагически изломанная судьба.

Жизнь народа в “Деревне” предстает как косный, мрачный и отупляющий быт. Даже бунты, которые прошли по всему уезду, не могут изменить этой косности. “Весь бунт кончился тем, что поорали по уезду мужики, сожгли и разгромили несколько уса­деб, да и смолкли”. Мужицкая Русь не способна совершить пере­ворот в жизни.

Идет деградация крестьянской России.

Бунин показывает процесс общего распада. Изображенные им помещики и их наследники – ущербные, жалкие и нелепые люди. Их жизнь так же уныла и убога, как и жизнь мужиков.

В повести нет той элегической ноты, которая окрашивала дво­рянский быт в “Антоновских яблоках”.

Пессимизм Бунина в отношении русской деревни сказался и в решении образа Тихона Красова. Казалось бы, цепкий, энер­гичный, приспособленный к жизни, выбившийся в хозяева, Тихон должен радоваться жизни. Но он ощущает бесцельность прожитых лет: у него нет наследника рода, некому продолжить его дело – значит нет будущего.

В повести “Деревня” жизнь Рос­сии показана в состоянии глубокого кризиса, из которого Бу­нин не видел выхода.

Стремясь найти истоки современного состояния деревни, Бу­нин обращается ко временам крепостного права. В рассказе “Сухо­дол” передается история родового имения дворян Хрущевых.

Бунин эпически спокойно разворачивает повествование о патриархальности быта, вглядывается в прошлое, замечая стран­ное и непонятное в жизни семьи Хрущевых. Он показывает пси­хическое и физическое вырождение дворян, которые были не способны “ни к разумной любви, ни к разумной ненависти, ни к здоровой семейственности, ни к труду, ни к общежитию”. Писатель размышляет о русской душе, ищет в ней корни оску­дения дворянского рода.

Суходольская жизнь полна дикости и ужасов, но Бунин лири­чески воссоздает ее красоту, поэзию, очарование природы, муд­рость и прелесть древних сказаний, преданий, народных песен. Жизнь показана в сплетении этих двух сторон. Суходол приобрета­ет значение символа уходящей русской деревни.

Другим ее симво­лом становится образ дворовой Натальи, которая впитала в себя и поэзию, и дикость суходольской жизни. В этом образе Бунин во­плотил мотив кротости, смирения, покорности судьбе.

В “Суходоле” писатель пытался выдвинуть в качестве “поло­жительной программы” идею тесной связи мужика и барина, основанную на том, что “быт и душа русских дворян те же, что и у мужиков”, а потому между ними должно быть братство, а не вражда. Такая концепция “единой души” русской нации опровер­галась самим же Буниным в других произведениях. “Суходол” был важным этапом в поисках историко-философской концеп­ции будущего России.

Глоссарий:

– сочинение на тему деревня

– сочинение на тему моя деревня

– деревня бунин сочинение

– сочинение на тему деревня бунин

– сочинение в прозе


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: Деревня в прозе Бунина