Сочинение на тему: «ДЛЯ ВОЛИ ИЛЬ ТЮРЬМЫ НА ЭТОТ СВЕТ РОДИМСЯ МЫ?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
«Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» — задается вопросом главный герой бессмертной поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». История маленького пленника, который долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал, совершил безумную попытку бегства в горы, наводит на размышления о предназначении человека в этом мире.
Согласно сложившимся представлениям главной ценностью в этом мире является человеческая жизнь. Но парадокс состоит в том, что обстоятельства иной раз складываются таким неблагоприятным образом, когда ненавистной,
Исследуя причины, погубившие Мцыри, Лермонтов оценивает действия героя с точки зрения высокого нравственного идеала. Основным средством психологического анализа в поэме выступает монолог-исповедь героя, передающий течение мыслей и смену чувств, раскрывающий подлинную сущность его душевных переживаний.
Все долгие годы пленения Мцыри приноравливался к новым условиям: изучил язык и обычаи чужаков, принял в свое сердце христианскую веру и даже хотел «во цвете лет изречь монашеский обет».
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог,
Случайное исчезновение пленника стало для всех полной неожиданностью. Мальчик был пленен в возрасте шести лет и, казалось, за долги годы привык к своему положению. Конечно, маленький мальчик скучал по родным, ему част снились родной аул, милые лица отца и матери Известно, что многие, особенно дети, даже те, о которых отказываются родители, очень страдают от отсутствия родительской заботы. Был проведен такой эксперимент: детей разделили на три группы.
Малышей первой группы кормили, брали на руки, общались с ними. Детей второй группы кормили, относились к ним ласково, но не устанавливали особый душевный контакт. Детей третьей группы только кормили, в основном он были предоставлены сами себе.
Результат эксперимента показал, что только в первой группе дети выросли полноценными: они могли устанавливать контакты с окружающими, были спокойны, уравновешенны, радостны.
Мцыри рос в окружении совершенно чужих людей и остался в живых только благодаря дружескому участию монаха. Все это не могло не сказаться на характере мальчика:
Но, чужд ребяческих утех,
Сначала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток.
Однако основная причина недуга Мцыри заключалась не только в том, что он «не находил не только милых душ — могил!». Все годы пленения в душе его укреплялся могучий свободолюбивый дух отцов, который не мог себя проявить в условиях монастырской тиши и покоя:
Я знал одной лишь думы власть…
Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы…
Хотел ли жить Мцыри? Очень хотел: «Но с жизнью жаль расстаться мне. Я молод, молод…» Три дня свободы, три дня полного единения с природой стали для героя настоящим откровением.
Его сердце билось живей при виде солнца и полей, а свежий воздух рождал в душе волнующие желания.
Поэт подробно воссоздает картины кавказской природы, эмоционально окрашенной психологическим состоянием героя, который решил скинуть рабские оковы. Отсюда — обостренное восприятие им природы («О, я как брат обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, рукою молнию ловил…»), пристальное внимание к любой мелочи («В снегах, горящих, как алмаз, седой незыблемый Кавказ; и было сердцу моему легко, не знаю почему…»), страстное стремление приподнять завесу будущего, манящего и опасного («…без слов, мне внятен был тот разговор, немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней»).
Монастырь, удушливые кельи, монотонные молитвы не могут сломить гордый и вольный дух юноши. В противовес этим чуждым реалиям ночная свежесть лесов, зубцы далеких синих гор, немолчный ропот горного потока, кудри виноградных лоз дают герою ощущение полноценной жизни, с тревогами, заботами и радостями. Мцыри вспоминает отцовский дом, вечерний гул бегущих домой табунов, блеск длинных кинжалов, звон кольчуги, долгие рассказы перед вечерним очагом о том, «как жили люди прежних дней, когда был мир еще пышней».
Он познает сладостное и волнующее чувство любви. Сбывается его мечта о битве. На наших глазах смиренный слабосильный монах перевоплощается в славного воина, чье «сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови…».
Против могучего барса Мцыри выходит, вооружившись лишь заостренным суком. Перед лицом опасности раскрываются его неограниченные физические и духовные силы. Он, словно дикий и злой пустынный барс, отстаивает свое право на жизнь:
Казалось, что слова людей Забыл я — и в груди моей Родился тот ужасный крик.
Как будто с детства мой язык К иному звуку не привык.
Битва со снежным барсом закончилась полной победой Мцыри, но битва с тюрьмой и рабскими оковами — полным провалом. Мцыри вернулся в стены, которые так и не дали ему ощущения жизни, но дух его, наконец, обрел свободу. Герой понял, что ему не избежать предназначения, уготованного судьбой, а потому предпочитает смерть.
Для каждого понятие свободы окрашено своими красками и полутонами, но основное содержание остается без изменений: свобода — это возможность жить полноценно, реализуя свои желания и мечты. При этом необходимо быть ответственным за все свои поступки и мысли.
Глоссарий:
— для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы сочинение
— для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы
— для воли иль тюрьмы на этот свет родится мы
— сочинение для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы
— для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы