Сочинение на тему: Ахматова – поэт Петербурга
Жизнь Ахматовой постоянно сопровождалась утратами, потрясениями, трагическими и драматическими обстоятельствами, как она сформулировала в поэме “Реквием”, протекала “на краю у гибели”. Многое настраивало на постоянную готовность к смерти. Уходили из жизни один за другим дорогие для Ахматовой поэты: Блок, Гумилев, Недоброво, Князев, Клычков, Мандельштам, Есенин, Маяковский, Кузмин, Волошин, Андрей Белый, Нарбут, Цветаева…
Сама она была больна не излечивавшимся в те времена туберкулезом. Ахматова – поэт Петербурга. Город
А мы живем торжественно и трудно И чтим обряды наших горьких встреч, Когда с налету ветер безрассудный Чуть начатую обрывает речь, – Но ни на что не променяем пышный Гранитный город славы и беды, Широких рек сияющие льды, Бессолнечные, мрачные сады И голос Музы еле слышный.
Стихотворение “Петроград, 1919” открывает книгу “Anno Domini” (1922). Здесь многое ориентировано на диалог с Блоком. Как бы отвечая на утверждение “Мы – дети страшных лет России | Забыть не в силах ничего”, Ахматова начинает с возражения
Блоковский образ поколения в стихотворении “Рожденные в года глухие…” завершается обращением к Богу с молитвой за тех, “кто достойней” увидеть царство Божие. Ахматовский голос к финалу “Петрограда…” менее патетичен, он отличается строгостью, простотой, сдержанностью (пожалуй, он близок той строгости и простоте, которая пронизывает блоковский цикл “О чем поет ветер”): “Иная близится пора, | Уж ветер смерти сердце студит…” Вчитаемся в строчки другого стихотворения:
Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоскою изглодано. Отчего же нам стало светло?
И так близко подходит чудесное К развалившимся грязным домам… Никому, никому неизвестное, Но от века желанное нам.
Ахматова запечатлела трагическую высоту духа своего поколения. Голод, смерти, утраты, разбитая жизнь, разрушенный быт – все эти испытания не имеют власти над душой, чуткой к божественно совершенным, благодатным началам жизни. Звездное небо, красота природы, чарующие запахи лета напоминают о том, что неустранимо даже в страшные времена предательств и голодной тоски.
Способность расслышать вешнее дыханье леса, созерцать созвездия в прозрачных июльских небесах – настоящая благодать, радость. Величие эпохи подчеркнуто и в названии книги “Anno Domini”, что означает “Год Бога”. Ахматовское “мы” представляет здесь поколение свидетелей военного коммунизма, получивших заряд духовной стойкости в предшествующей культуре. Заметить, как “подходит чудесное к развалившимся грязным домам”, было дано далеко не всем, но желание чуда присутствует хотя бы тайно в душе каждого, что расширяет границы ахматовского “мы”, включая в них чуть ли не целое человечество.
Боль за судьбу близких звучит в маленьком скорбном стихотворении, написанном в вагоне поезда 16 августа 1921 г. Блока уже похоронили, Гумилева уже арестовали. Первые четыре стиха обращены к другу, которому их никогда не прочитать. Под “горькой обновушкой”, может быть, и подразумеваются эти стихи, словно заменяющие саван:
Не бывать тебе в живых, Со снегу не встать. Двадцать восемь штыковых, Огнестрельных пять. Горькую обновушку Другу шила я. Любит, любит кровушку Русская земля.
За этими строчками – живой человеческий протест: не героический, а частный, женский голос, для которого своя боль не заслоняет чужую. Собственная безысходность связалась с общенациональной, с извечным трагизмом русской земли, теряющей и растрачивающей жизненные силы с удручающей щедростью.