«Слово о полку Игореве» — памятник славянской литературы

«Слово о полку Игореве» уже не один век волнует умы историков, лингвистов, поэтов, просто любителей древности. Это произве­дение тревожит воображение загадочной историей своего открытия и опубликования, заставляет задуматься о проблеме подлин­ности, которая так и не решена до конца. Найденная Мусиным-Пушкиным рукопись в списках XIV века была преподнесена Ека­терине II, но во время пожара в Москве сго­рела.

До нас дошел не подлинник, а сделан­ный в XVIII веке список с оригинала, найден­ного Мусиным-Пушкиным.

О чем же рассказывается в

этом поистине бессмертном произведении? Сюжет его то­же загадочен. В центре внимания автора не победа, а поражение.

Поражение заштатно­го князя Новгород-Северской земли Игоря в 1185 году.

В то время Великая Русь и Киев находи­лись в трудном положении. Огромное госу­дарство, созданное великим князем Оле­гом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Муд­рого, распалось на многие княжества и ста­ло приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести. Город славился историческими преданиями, мо­гилами прославленных князей, начиная с Олега.

Киевский князь носил

звание «вели­кого князя». Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитны­ми междоусобицами князей, желавших за­хватить наиболее богатые земли. В это вре­мя половцы близко подошли к южным гра­ницам Руси. В 80-х годах XII века князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами.

Они были отброшены в степи. Но в 1185 го­ду Игорь, князь Новгород-Северского кня­жества во главе небольшого войска отпра­вился в поход на половцев. Княжеская дру­жина была разбита, а сам князь попал в плен. Половцы, почувствовавшие разоб­щенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь.

И своим неудачным походом князь Игорь открыл путь половцам на родную землю.

В «Слове о полку Игореве» с большой точ­ностью передан облик и дух Древней Руси. В нем выведены характеры русских людей, дано описание природы, мирного труда. Главным чувством, волновавшим автора «Слова о полку Игореве», была любовь к Ро­дине, к русской земле, к народу.

Автора пе­чалит разъединение Великой Руси. Он — ве­ликий, русский мыслитель — рисует разные социальные слои народа XII века, при этом противопоставляет смелость, доблесть и трудолюбие простых людей, воинов стрем­лению князей к обособлению. Младшие дружинники, куряне им описаны как «сведоми къмети», воины-богатыри черниговцы «бесщитовъ съ засапожника кликомъ плъкы побеждають, звонячи въ прадеднюю славу». В «Слове о полку Игореве» дана

Яркая картина страданий простого народа в период междоусобиц и участившихся на­бегов половцев.

В первой части произведения описыва­ется выступление князя Игоря в поход про­тив половцев в 1185 году. Игорь хочет из­бавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затме­ние.

Несмотря на это зловещее предзна­менование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не ме­няет своих планов. Он остается тверд в своем решении.

В Путивле к князю Игорю присоединяется Буй-Тур Всеволод князь Черниговского кня­жества. В «Слове о полку Игореве» он опи­сывается как великий воин: «Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие го­ловы».

Объединенными силами своего войска и Буй-Тур Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враж­дебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско.

Они, «к слав­ной изготовившись борьбе, добывая остры­ми мечами князю славы, почестей себе», идут дальше, на битву с половцами.

В первый раз, «на рассвете, в пятницу, в туманах», русское войско побеждает по­ловцев, взяв много золота, шелков, драго­ценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломле­ны.

Они ушли в степь и собирают новое вой­ско, больше прежнего. Огромная орда на­двигается на лагерь Игоря, где он остано­вился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод предчувствуют тяжелую битву.

Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящими их по численности.

Наутро сама природа предвещает тяже­лую развязку:

Ночь прошла, и кровяные зори

Возвещают бедствие с утра.

Туча надвигается от моря

На четыре княжеских шатра.

Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Во вре­мя боя проявляется ратная доблесть Буй-Тур Всеволода, стоявшего со своими полками в обороне. Лишь на третий день пали Игоревы знамена.

Половцы одолели русское вой­ско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря половцы взяли в плен.

Автор «Слова о полку Игореве» пишет, что неудачный поход Игоря и его дружины вы­звал печаль, горе всего русского народа. Разгром русского войска приободрил по­ловцев, и их набеги на Русь участились. Ос­тановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разли­лась печаль по русской земле: «…стонет Ки­ев над горою, тяжела Чернигову напасть».

Половцы стали собирать дань с городов «по белке со двора». Смелость, чувство чести столкнулись в ха­рактере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы. Игорь в походе дейст­вовал с исключительной отвагой, но не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело к поражению, которого еще не знали русские.

Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья — Игорь и его брат Всеволод — оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое страшное поражение.

После победы над Игорем половцы, со­брав все свои силы, ринулись разорять Рус­скую землю. Князья были заняты раздора­ми, а «поганые» рыскали по Руси.

Тяжесть неудачи Игоря была тем сильнее для Русской земли, что эта неудача подо­рвала значение блестящей победы над по­ловцами, за год до этого одержанной сою­зом русских князей во главе, со Святосла­вом, князем киевским.

Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Он описывается как умный, рассудительный правитель и полко­водец. Он не одобряет безрассудных поступ­ков Игоря и Всеволода, приведших к учаще­нию набегов половцев на Русь.

Святославу снится сон, который он вос­принимает как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы полу­чить толкование этого сна, и бояре рисуют почти правдоподобную картину: главный смысл сна в том, что два сына Святослава с небольшим войском, отправившись на по­ловцев, потерпели неудачу.

Благодаря тому толкованию Святослав приходит к мысли, что половцев можно по­бедить только общими силами. Эту мысль он выражает в «золотом слове». В него вложен призыв к объединению всех князей на Руси: Ярослава Остромысла, Всеволода Суздаль­ского, Мстислава, Буй Романа, Ингваря.

Святослав призывает князей прекратить распри — ведь иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, ото­мстить за Игоря и Всеволода.

Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Яро­славна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена.

Для автора Ярослав­на — символ всей Руси, страдающей от бес­численных набегов половцев. И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добирается до Донца. В сво­ей речи, обращенной к нему, Игорь называет его великой рекой: «О река.

Немало в тебе величья!». Он обращается к Донцу как к пер­вому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой Ро­диной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но безуспешно: половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. Произведение заканчивается радостным ликованием по случаю возвращения князя Игоря. «Слово о полку Игореве» было непосредст­венным откликом на события Игорева похо­да.

Оно было призывом к прекращению меж­доусобиц, к объединению русских княжеств перед лицом страшной внешней опасности. На примере поражения Игоря в «Слове» по­казаны печальные последствия политичес­кого разъединения Руси. Автор смотрит в глаза опасности, суровой действительнос­ти, видит перед собой Русь, страдающую от вековой вражды князей и опустошительных набегов половцев. Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призы­вая их к ответу и требовательно напоминая об их долге перед Родиной.

Он зовет их за­щищать Русскую землю. И поэтому, хотя ав­тор и пишет о поражении, в «Слове» нет и те­ни уныния. Вся поэма как бы обращена к бу­дущему.

Таким образом, «Слово о полку Игореве» — это призыв к единению. Каким же представлялось автору «Слова» то единство Руси, к которому он звал? Конечно, нельзя было просто уговорить русских князей пере­стать враждовать между собой. Здесь нужна была сильная центральная власть, которая могла бы скрепить единство Руси, сделать ее мощным государством.

Автор «Слова» — сторонник сильной княжеской власти, кото­рая была бы способна обуздать произвол мелких князей. Центр единой Руси он видит в Киеве. Киевский князь Святослав рисуется ему как сильный и грозный властитель.

В «Слове» мы видим образ князя, воплоща­ющего собой идею сильной княжеской влас­ти, с помощью которой должно было осуще­ствиться единство Русской земли.

Свой призыв к единению, свое чувство единства Родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Героем «Слова» является не кто-либо из князей, а русский народ, Русская земля. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства автора.

Образ Русской зем­ли — центральный в «Слове».

Автор «Слова о полку Игореве» рисует об­ширные пространства родного государства, ощущает его как единое огромное целое. Ед­ва ли в мировой литературе есть произведе­ние, в котором были бы одновременно втяну­ты в действие такие огромные географичес­кие пространства. Половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, Донец, а из городов — Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород и многие другие — вся Русская земля находится в поле зрения автора, вве­дена в круг его повествования.

Образ Родины, с ее городами, реками и многочисленными обитателями, как бы про­тивопоставлен образу пустынной половец­кой степи — «стране незнаемой», ее хол­мам, болотам, «грязевым местам».

Автор «Слова о полку Игореве» рисует уди­вительно живой образ Русской земли. Созда­вая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком с высоты птичьего полета, объ­единив в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.


«Слово о полку Игореве» — памятник славянской литературы