Задачи урока. Ввести в круг чтения и понимания учащихся памятник литературы Древней Руси; на основе «Слова о полку Игореве» дать представление о духовно-нравственном своеобразии древнерусской литературы; дать реально-исторический, смысловой (герменевтический), лингвистический и литературоведческий комментарий к «Слову о полку Игореве»; формировать навык работы с текстом художественного произведения.
Материалы к уроку. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве», выполненные учениками; таблица «Генеалогическое древо рода князей Рюриковичей»; географическая карта Древней Руси; дидактический материал; текст «Слова о полку Игореве».
Этапы урока
I. Слово учителя. Вопросы к ученикам.
Русской литературе почти тысяча лет. Из них семьсот лет — древнерусской литературе. С отдельными произведениями древнерусской литературы мы с вами уже познакомились. Я приведу цитаты.
Назовите произведения, из которых эти цитаты взяты.
1. Был един народ славянский… и моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которых теперь называют Русь («Повесть временных лет») .
2. Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова («Житие Александра Невского») .
3. Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран («Поучение» Владимира Мономаха) .
4. Приготовьте князю вашему баню, и пусть он смажет этим струпы и язвы на теле своем. А один струп пусть оставит несмазанным. И будет он здоров! («Повесть о Петре и Февронии Муромских») .
5. О светло светлая и искусно украшенная земля Русская! Многими красотами дивными наделена («Слово о погибели Русской земли») .
6. Игорь едет по Боричеву ко святой Богородице Пирогощей. Села рады, грады веселы («Слово о полку Игореве») .
II. Учитель. Последняя цитата из «Слова о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» — литературный памятник. Цель сегодняшнего урока: учимся читать произведение древнерусской литературы в поэтическом переложении, а также анализировать его отдельные элементы.
— Какому событию из жизни Древней Руси посвящено «Слово о полку Игореве»?
(Походу на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича.)
III. Ученикам предлагается иллюстрация-коллаж, воспроизводящая сюжет «Слова о полку Игореве». Цель использования такого вида наглядности — помочь ученикам воспроизвести содержание произведения в сюжетной последовательности.
Берется для иллюстрации 10-12 фрагментов.
IV. Учитель. Перед вами иллюстрации к «Слову о полку Игореве», выполненные ученицей 9-го класса. Зачитаем из текста произведения строчки, которые соответствуют содержанию иллюстраций.
Цитаты должны звучать в сюжетной последовательности.
V. Работа с картой Древней Руси (раздаточный материал). На этой карте — родная земля, Киев, вассальные княжества, периферийные географические объекты, «земля незнаема». Какие реки, города, отмеченные на данной карте, упоминаются в «Слове о полку Игореве»?
VI. Упражнение «Найти четвертое лишнее». Обосновать свое мнение.
№ 1
1. Ни хитрому, ни умелому, ни птице умелой суда Божьего не миновать.
2. Игорю-князю Бог путь указывает.
3. Здраве будьте, князья и дружина, борясь за христиан против нашествия поганых.
4. Погибало достояние Даждьбожа внука.
№ 2
1. Солнце ему тьмою путь заступало; ночь стонами грозы птиц пробудила; свист звериный встал; встрепенулся див, кличет на вершине дерева, велит прислушаться земле незнаемой.
2. Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось.
3. Дятлы стуком путь кажут к реке, да соловьи веселыми песнями рассвет возвещают.
4. Не такова река Стугна: юношу князя Ростислава заключила.
№ 3
1. Игорь к Дону вои ведет.
2. Идти дождю стрелами с Дону великого.
3. Половцы идут от Дону, и от моря, и со всех сторон…
4. О Днепр Словутич, ты пробил каменистые горы сквозь землю Половецкую!
VII. Работа по группам. Класс делится на четыре группы, которые по очереди отвечают на вопросы, подготовленные их товарищами и направленные на реально-исторический, лингвистический, литературоведческий и смысловой (герменевтический) комментарий.
Чтобы ученики сориентировались, какие вопросы они могут задавать той или иной группе, командир группы перед началом устной работы вытягивает билетик, на котором определено задание.
Примерные вопросы
I
1. Когда князь Игорь выступил в поход? (В 1185 году.)
2. Кто такой Боян? (Певец-поэт.)
3. Почему в тексте противопоставлены Донец и Стугна? («Донец стелет бегущему из плена Игорю зеленую постель на своих берегах, одевает его теплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками» (Д. С. Лихачев); Во время отступления и переправы через реку Стугну в 1093 году в ней утонул младший брат Владимира Мономаха Ростислав Всеволодович.)
4. В тексте сказано, что «Игорь-князь во злат стремень вступает». Почему именно у Игоря золотое стремя? (Золотыми или золоченными были только предметы княжеского обихода.)
5. Почему перед походом «трубы трубят»? (Звуками труб возвещалось начало переговоров, выступление в поход или сбор войска.)
6. Почему «луки их натянуты, колчаны отворены»? (Воины держали свое оружие наготове.)
7. «В Новеграде трубы громкие трубят». Какой Новеград имеется в виду? (Имеется в виду Новгород-Северский — в Черниговской земле, на реке Десне.)
8. Где находится Курск? (В верховьях реки Сейм, на берегах рек Тускарь и Кура.)
II
1. Объясните смысл фразы «Слышен свист звериный». (В степи суслики и байбаки свистят, когда уже светло. Фраза означает, что наступило Утро.)
2. В произведении есть словосочетание «по былинам сего времени». Что означает эта фраза в контексте «Слова о полку Игореве»? («Былина» — быль, действительность.)
4. Что значит выражение «потопташа поганые полки половецкие»? (Рассеяли боевые порядки половцев.)
5. Объясните значение слова «поганые». (От лат. paganus. Слово изменило свое первоначальное значение «языческий» и стало употребляться как «нечистый», «грязный».)
6. «Вымостили топкие болота епанчами красными врагов». Какими предметами вымостили болота? (Накидками, плащами.)
7. Перевести на современный язык — «стоят стязи». (Стяги подняты: движением стягов управляли войском в битве, ими давались сигналы, приказы.)
8. Что значит выражение «вступить в стремень»? (Сесть на коня, выступить в поход.)
III
1. Объяснить смысл фразы «Родились под трубами, росли под шеломами». (Будущие воины с детства привыкают к оружию.)
2. Объяснить значение символа «Тучи надвигаются от моря на четыре княжеских шатра». (Надвигающиеся тучи — символ наступающего врага.)
3. Какие произведения назывались «словом»? (Повествовательные, ораторские, сатирические и другие.)
4. Объяснить смысл метафоры: «Говор галок в роще пробудился, соловьиный щекот приумолк». (Образно говорится о том, что ночь сменилась утром.)
5. Почему обращение Ярославны к силам природы названо плачем? (Плач — старинная обрядовая жалобная песня на похоронах, поминках, свадьбе. Автору особенно дорога женщина в ореоле страданий. Все русские женщины разделяют скорбь по князю Игорю и его воинам. С выразительными заклинаниями обращается жена Игоря к силам природы.
Сразу же после магических заклинаний Ярославны поэт рисует князя Игоря и его побег. Наверно, это неслучайно.)
6. Что значит выражение: «Князь Игорь пересел из злата седла в седло кощеево»? (Попал в плен.)
7. Объяснить значение слова «аминь». (Истинно, воистину, подлинно, верно и крепко. — Даль. «Толковый словарь русского языка».)
8. Как развивается в «Слове…» мотив борьбы тьмы и света? (На протяжении всего произведения свет сменяется тьмой, а тьма — светом. Спасение героя сопровождается всеобщей радостью, тьма сменяется светом. Побег Игоря открывается «парадом стихий». — Федотов Г. П.)
IV
1. Почему солнце прикрывает тьмою воинов Игоря? ( «Солнце своим затмением как бы предупреждает Игоря не совершать необдуманный поход без сговора с другими князьями» . — Д. С. Лихачев.)
2. Какие четыре солнца имеются в виду в строке: «Четыре тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца»? (Игорь, Всеволод, Святослав Ольгович Рыльский — племянник Игоря и Всеволода, Владимир — сын Игоря.)
3. Как понимать выражение: «Кони ржут за Сулою — звенит слава в Киеве»? (Кони за Сулою — кони половцев, которые подошли только к границам Руси. Слава русской победы над половцами уже звенит в Киеве.)
4. Почему автор произведения вспоминает времена Трояна и времена Ярослава? (С целью сопоставления прошлого и настоящего Руси.)
5. Святослав узнает о трагедии из вещего сна. Толкуя сон князя, бояре произносят: «А готские девы поют у синего моря, звенят русским золотом. Поют они время Бусово, в сердце месть Шарукана лелея».
Кто такие готы и почему они радуются поражению Игоря? (По Лихачеву, «месть за Шарукана, которую лелеют на берегу синего моря готские красные девы, упомянута в «Слове» неслучайно. Шарукан потерпел жестокое поражение от Владимира Мономаха в 1106 году».)
6. Почему автор упоминает о том, что «Игорь едет по Боричеву ко святой Богородице Пирогощей?» (Пирогощая — название церкви в Киеве, которая была основана в 1132 году. Названа по находившейся в ней иконе Богородицы «Пирогощей», привезенной на Русь из Византии. Церковь была почитаема народом из-за иконы, привезенной из Константинополя.)
Домашнее задание. Составить по тексту «Слово о полку Игореве» две-три задачи «Четвертое — лишнее».
«Слово о полку Игореве» как литературный памятник