Семья и ее проблемы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» считается образцом общественной комедии. Созданное в начале 19 века, это произведение до сих пор волнует умы и души, заставляет размышлять, делать выводы, волноваться.
Эта комедия затрагивает как острые, актуальные проблемы в России 1820-х годов, так и вечные темы, волнующие людей во все времена. К таким общечеловеческим проблемам относится тема семьи и неразрывно связанная с ней тема воспитания молодого поколения.
Действие комедии происходит в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова.

Он вдовец, один воспитывает уже взрослую дочь — Софью. Тема воспитания проявляет себя уже в первых действиях комедии.

Софья, украдкой от отца, проводит все ночи напролет в свиданиях с Молчалиным. Уже здесь мы видим, что воспитание Фамусова не увенчалось успехом. Если бы он узнал, то просто не мог бы одобрить встречи Софьи с простым секретарем.
Кроме того, здесь уже начинает «завязываться» тема образования. Лиза, выгораживая свою хозяйку, объясняет Фамусову, что все ночи напролет его дочь читает книги на французском языке. На что Фамусов ей сурово отвечает: «Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

И в чтеньи прок-от не велик…» Встретив свою дочь, Павел Афанасьевич продолжает эту тему. Во всех «несчастьях» (просвещении молодежи, модных веяниях) этот герой обвиняет «вечных французов»: «Губители карманов и сердец!»
В первых же сценах проявляется и другая проблема — «ложного образца». Эта проблема тесно связана с лжеморалью фамусовского общества, где на словах проповедают одно, а делают совершенно другое. Еще минуту назад Фамусов заигрывал с молодой горничной его дочери, а теперь он назидательно говорит Софье:
Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца.
……………………………….
Монашеским известен поведеньем!..
Из первых же сцен мы узнаем и о воспитании Софьи. Его, на мой взгляд, можно назвать формальным, условным. Все было сделано так, как положено, чтобы княгиня Марья Алексеевна смогла одобрить.

После смерти матери маленькой Софье наняли гувернантку француженку — «вторую мать». Мадам Розье воспитывала девочку на свой, французский, манер. Но вскоре она покинула свою воспитанницу, польстившись на «лишних в год пятьсот рублей».
Тема семьи и воспитания тесно связана и с образом Молчалина. Этот «тишайший» человек прочно усвоил заветы своего отца: «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья…» Он примерно исполняет эти заветы, отличается «умеренностью и аккуратностью», за что и был замечен Фамусовым. Павел Афанасьевич перевез Молчалина в Москву и сделал своим секретарем.

Это подтверждает силу и действенность философии фамусовской Москвы. Следование ее законам превышает и побеждает даже принцип «семейственности» — один из главных в барской Москве. Ведь Молчалин не приходится Фамусову ни сватом, ни братом, а тот «пригрел» его, обеспечил карьеру.
Вообще, «порадеть родному человечку» — вот девиз Фамусова и его окружения. Пусть этот человечек не блещет способностями, пусть есть намного умнее и образованнее его, но это же «свой»!
Представители фамусовской Москвы очень тщательно отбирают женихов для своих дочерей. Первый критерий тут — богатство и знатность. Во вторых, здесь смотрят на принадлежность к барской Москве по взглядам, привычкам. Недаром Фамусов говорит:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, —
Тот и жених.
В сцене бала в доме Фамусова мы встречаем типичную московскую семью, в голове у которой одна цель — выдать дочерей замуж. Это князья Тугоуховские с шестью дочерьми, которые ездят на балы, чтобы присмотреть там выгодного жениха. Какие же мужья ценятся в фамусовском обществе?

Ответ на это — Платон Михайлович Горич. Это «слуга-муж», «муж-мальчик». Он полностью находится под каблуком своей жены, исполняет ее малейшие прихоти.

О себе, своей жизни и интересах Платон Михайлович забыл в угоду своей жене.
Фамусовское общество, как и любое другое, волнует проблема «отцов» и «детей». Конечно, по мнению старшего поколения, дети всегда хуже их. Но в последнее время, когда так много перемен, все больше и больше становится «непутевых» детей, которые пытаются жить по-новому. Это, в первую очередь, Чацкий.

Но не только он. Это еще и племянник княгини, и другие люди за пределами Москвы, выбравшие себе другой способ жизни и мысли.
Проблема семьи и воспитания — одна из важнейших в комедии Грибоедова «Горе от ума». Именно через обычную, бытовую, жизнь героев, жизнь их семьи писатель раскрывает главные вопросы своего произведения: смены старого на новое, развития, прогресса, улучшения жизни страны и отдельных людей.


Семья и ее проблемы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»