Герои и проблемы комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”



В истории искусства и литературы бывают случаи, когда всего лишь одно произведение делает его автора бессмерт­ным. А. С. Грибоедов навсегда вошел в литературу своей соци­ально-политической комедией “Горе от ума”, в которой показа­на духовная жизнь России после Отечественной войны 1812 г., противоречия “века нынешнего” и “века минувшего”.

Этические и философские взгляды А. С. Грибоедова отраже­ны уже в названии комедии. Человеку, который думает о разум­ном устройстве общества и не приемлет реакционных взглядов, трудно приходится

среди тех, кто понимает ум как “уменье жить”.

Основной конфликт произведения разворачивается между Чацким и фамусовским обществом. В нем отразилась борьба двух общественных сил: прогрессивных либеральных дворян и реак­ционных дворян-крепостников.

А. С. Грибоедов сатирически изображает дворянско-чиновни­чью Москву и шире – Россию. При общности многих черт (эгоистические интересы, отсутствие высокой нравственности, низкий уровень образованности, страх перед просвещением) каждый образ воплощает какой-то определенный конкретно­исторический тип.

Фамусов олицетворяет “век минувший”.

Он – богатый поме­щик и крупный чиновник, который, однако, не отягощает себя службой (“что дело, что не дело – подписано, так с плеч до­лой”). Воспринимая службу как собственную вотчину, Фамусов окружил себя родственниками и знакомыми:

При мне служащие чужие очень редки,

Все больше сестрины, свояченицы детки…

Как станешь представлять к крестишку ли,

к местечку, ну как не порадеть родному человеку!

Фамусов – лицемер и ханжа. Идеалом всего окружения Фаму­сова является Максим Петрович, который, несмотря на свои се­дины, несколько раз падал перед императрицей, чтобы повесе­лить ее, чем и заслужил монаршую милость. Фамусов готов отдать дочь замуж за кого угодно, лишь бы был при деньгах и власти.

Он видит зятя даже в грубом и невежественном солдафоне Скалозубе, которого Чацкий метко охарактеризовал как “созвездие маневров и мазурки”. Скалозуб раскрывает свои мечты:

… чтоб чины добыть, есть многие каналы, …

Мне только бы досталось в генералы.

И, не чувствуя цинизма, радуется, что

Вакансии как раз открыты;

То Старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Все фамусовское общество боится просвещения, видя в нем угрозу собственным устоям. Фамусов уверен, что “ученье – вот чума, ученость – вот причина” всех бед; ему вторит княгиня, ругающая педагогический институт и профессоров; Скалозуб хотел бы, чтобы в лицеях и гимназиях учили “по-нашему: раз, два”, его “ученостью не обморочишь”, а тем, кто ведет фило­софские споры, он “фельдфебеля в Вольтеры” даст. Взгляды этого общества выразил Фамусов:

… Чтобы зло пресечь,

Собрать все книги бы да сжечь.

Молодое поколение представлено в пьесе образами Чацкого, Молчалина, Софьи и Лизы. Это совершенно разные типы моло­дых людей, различающиеся по своим нравственным понятиям.

Молчалин воплощает низшую часть чиновничьей России. Его портрет обрисован одной фразой: “вот он на цыпочках и не бо­гат словами”. У него два таланта, которыми он гордится, – “уме­ренность и аккуратность”.

Молчалин из тех, кто достигает карь­еры умением вовремя погладить моську влиятельной дамы, по­играть (умирая от скуки) со старичками в карты. Это подхалим, лицемер, который следует правилу:

… В мои лета не должно сметь

Свои суждения иметь.

Такие Молчалины и поддерживают устои фамусовского об­щества.

Один из сложнейших в пьесе – образ Софьи. Как отмечал А. С. Пушкин, “она начертана неясно”. Достаточно образованная и умная, она предпочитает Молчалина Чацкому. Не будучи злой и жестокой, причиняет боль другу детства и клевещет на него, объяв­ляя сумасшедшим.

Ее поступки противоречивы. Вероятно, это пото­му, что в ее характере некоторые черты (независимость, свобода суждений) сформировались в отрочестве под влиянием Чацкого, но после его отъезда она оказалась во власти консервативного об­щества, воспитавшего в ней свой моральный кодекс. Можно пред­положить, что Софья не любит Молчалина, но создала идеал в сво­ем воображении.

Прав Чацкий, когда говорит, что качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему.

Объективно Софья тоже оказывается в лагере Фамусовых, защищая его устои.

Фамусовскому обществу противостоит Чацкий. Молодой обра­зованный человек после трехлетнего отсутствия возвращается в Москву, движимый романтическим порывом послужить Отечест­ву, “дым которого нам сладок и приятен”. Это честный, благород­ный человек с острым умом. Ему больно видеть, что по-прежнему властвует лицемерие, невежество, что в Москве “дома новы, но предрассудки стары”.

Его патриотическое чувство оскорбляет дух “слепого, рабского, пустого подражанья” всему иноземному, пре­клонение перед пустым “французиком из Бордо”.

Нравственные понятия Чацкого – независимость, чувство собственного достоинства (“служить бы рад, прислуживаться тошно”), принципиальность – находятся в непримиримом про­тиворечии с моралью фамусовского общества. Его монолог “А судьи кто?” – обличение консерватизма “отцов отечества”, ко­торые живут по законам XVIII в., “сужденья черпают из забы­тых газет времен Очакова и покоренья Крыма”. Они – враги свободы, крепостники, ни во что не ценящие жизнь крестьян, меняющие своих преданных слуг на собак.

Чацкий обладает пылким характером, что проявляется и в его романтической любви к Софье, и в его резких оценках окружаю­щих. Образ Чацкого дан в развитии. Он преодолевает сначала со­циально-политические иллюзии, а затем разрушаются и его лю­бовные надежды.

По словам И. А. Гончарова, Чацкий испытывает “мильон терзаний”, прежде чем “отрезвится сполна”.

Хотя пьеса написана за год до восстания, но образ Чацкого воплотил многие черты нравственного облика и социальные взгля­ды декабристов. В самой пьесе имеются намеки на то, что Чацкий не одинок в своих взглядах на существующее общество. Это вне­сценические персонажи – двоюродный брат Скалозуба: “чин сле­довал ему,… он службу вдруг оставил”, “в деревне книги стал чи­тать”; племянник княгини Тугоуховской князь Федор.

Реализм комедии “Горе от ума” выразился в том, что фаму­совское общество побеждает Чацкого, хотя, несомненно, сим­патии драматурга на стороне героя. Но реальные обстоятельства не давали возможности положительной развязки.

Комедия “Горе от ума” явилась оригинальным, ярким произве­дением, не утратившим актуальность и сегодня. Необыкновенно живой язык, конкретные и меткие высказывания Чацкого обусло­вили то, что многие строки пьесы стали афоризмами. Иногда, упот­ребляя такие выражения, как “Счастливые часов не наблюдают”, “Свежо предание, а верится с трудом”, “Чтобы детей иметь, кому ума не доставало”, “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, “Числом поболее, ценою подешевле”, говорящий даже не знает источник крылатого выражения.

Эти фразы органично вошли в разговорную речь, став поистине народными.

Комедия “Горе от ума” А. С. Грибоедова отразила настроения прогрессивного дворянства России первой четверти XIX в.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Герои и проблемы комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”