Представители “отцов” в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

В комедии Грибоедова “Горе от ума” не отдельные персонажи пьесы, а “коллективный” персонаж – многоликое фамусовское общество – является главным идеологическим оппонентом Чацкого. Ему противостоит большая группа действующих лиц и внесценических персонажей, объединенных консервативным мировоззрением и сугубо практической моралью, смысл которой в том, чтобы “и награжденья брать, и весело пожить”.
В жизненных идеалах и поведении героев комедии отразились нравы и жизненный уклад реального московского общества второй

половины 1810-х гг. Фамусовское общество по своему составу неоднородно: это не безликая толпа, в которой человек утрачивает свою индивидуальность. Напротив, убежденные московские консерваторы различаются между собой по уму, способностям, интересам, роду занятий и положению в общественной иерархии.

Но в одном все единодушны: Чацкий и его единомышленники – “сумасшедшие”, “безумцы”, отщепенцы.
Фамусов – один из признанных столпов московского общества. Его служебное положение достаточно высоко: он “управляющий в казенном месте”.
Мировоззрение Фамусова крайне консервативно: он

принимает в штыки все, что хотя бы чем-то отличается от его собственных убеждений и представлений о жизни, враждебен ко всему новому – даже к тому, что в Москве “дороги, тротуары, / Дома и все на новый лад”. Идеал Фамусова – прошлое, когда все было “не то, что ныне”.
Этот герой – убежденный защитник морали “века минувшего”. По его мнению, жить правильно – значит поступать во всем так, “как делали отцы”, учиться, “на старших глядя”. Фамусову мерещится бунт и “разврат” в вольнодумных, но вполне безобидных высказываниях Чацкого, он предсказывает даже, что вольнодумца упекут “под суд”. Но в собственных поступках он не видит ничего предосудительного.

По его мнению, настоящие пороки людей – разврат, пьянство, лицемерие, ложь и угодничество – не представляют опасности.
Причину “сумасшествия” Чацкого Фамусов видит в его учености: “Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений”. Фамусовское же представление об “уме” – приземленное, житейское: он отождествляет ум с практицизмом, умением “устраиваться” в жизни.
Главный вопрос для Фамусова – вопрос о службе. Служба в системе его жизненных ценностей – ось, вокруг которой вращается вся общественная и частная жизнь людей. Истинная цель службы, полагает Фамусов, – сделать карьеру, “достигнуть степеней известных”, и тем самым обеспечить себе высокое положение в обществе. К людям, которым это удается, Фамусов относится с одобрением, признавая в них своих единомышленников.

Чацкий же, с точки зрения Фамусова, – “пропащий” человек, заслуживающий только презрительного сожаления: ведь, обладая хорошими данными для успешной карьеры, он не служит.
Фамусовское общество в “Горе от ума” – это еще и множество второстепенных, эпизодических персонажей, гостей Фамусова. Один из них, полковник Скалозуб, – солдафон, воплощение тупости и невежества. Он “слова умного не выговорил сроду”, а из разговоров окружающих понимает только то, что, как ему кажется, относится к армейской теме.

Однако по меркам фамусовского общества Скалозуб – завидный жених: “И золотой мешок, и метит в генералы”. Поэтому его глупости и неотесанности в обществе никто не замечает. Сам Фамусов “им сильно бредит”, не желая иного жениха для своей дочери.
Старуха Хлестова, как и Фамусов, – колоритный типаж: это “сердитая старуха”, властная барыня-крепостница екатерининской закалки. Она “от скуки” возит с собой “арапку-девку да собачку”, питает слабость к молодым французам, любит, когда ей “угождают, поэтому благосклонно относится к Молчалину и даже к Загорецкому”. Невежественное самодурство – жизненный принцип Хлестовой, которая, как и большинство гостей Фамусова, не скрывает своего враждебного отношения к образованию и просвещению:
И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкартачных взаимных обучений.
Загорецкий – “отъявленный мошенник, плут”, доносчик и шулер. Отношение к этому персонажу характеризует нравы фамусовского общества. Все презирают Загорецкого, не стесняясь бранить его в лицо (“Лгунишка он, картежник, вор” – говорит о нем Хлестова), но в обществе его “всюду принимают”, ведь Загорецкий – “мастер услужить”.
“Говорящая” фамилия Репетилова указывает на его склонность бездумно повторять чужие рассуждения “о матерьях важных”. Репетилов, в отличие от других представителей фамусовского общества, на словах – горячий поклонник “учености”. Но просветительские идеи, которые проповедует Чацкий, он окарикатуривает и опошляет, призывая, например, чтобы все учились “у князь-Григория”, где “напоят шампанским на убой”.
Помимо тех героев, которые перечислены в “афише” комедии, в “Горе от ума” упомянуто множество внесценических персонажей – “единомышленников” Фамусова. Это его “кумиры”, которых он часто упоминает как образец жизни и поведения. Таков, например, московский “туз” Кузьма Петрович – для Фамусова это пример “житья похвального”.
Другой достойный, по мнению Фамусова, пример для подражания – один из самых запоминающихся внесценических персонажей, “покойник дядя” Максим Петрович, сделавший удачную придворную карьеру (“при государыне служил Екатерине”). Как и прочие “вельможи в случае”, он имел “надменный нрав”, но, если того требовали интересы карьеры, умел ловко “подслужиться” и легко “сгибался вперегиб”.
Даже простое перечисление внесценических персонажей в монологах действующих лиц (Чацкого, Фамусова, Репетилова) дополняет картину нравов грибоедовской эпохи, придает ей особый, “московский” колорит. В первом действии Чацкий, только что приехавший в Москву, в разговоре с Софией “перебирает” множество общих знакомых, иронизируя над их “странностями”. По тону, в котором некоторые персонажи говорят о московских дамах, можно сделать вывод, что женщины пользовались огромным влиянием в московском обществе. Фамусов восторженно отзывается о властных “светских львицах”: “А дамы? – сунься кто, попробуй, овладей; Судьи всему, везде, над ними нет судей…”
Знаменитая Татьяна Юрьевна, о которой Молчалин с благоговением говорил Чацкому, видимо, пользуется непререкаемым авторитетом и при случае может оказать “покровительство “. А грозная княгиня Марья Алексевна приводит в трепет даже самого московского “туза” Фамусова, который, как неожиданно выясняется, озабочен не столько смыслом происшедшего, а публичной оглаской “развратного” поведения его дочери и беспощадным злоязычием московской барыни.
Таким образом, в произведении автор рисует объективную картину современной ему эпохи, подмечая ее характерные черты, выраженные в “фамусовском” обществе: невежество, лицемерие, карьеризм, разврат, ханжество и т. д. Создается картина “душного”, “затхлого” мирка, находящегося на грани разрушения. Еще и благодаря этой картине, я думаю, мы не сомневаемся в моральной победе Чацкого, в необходимости кардинальных перемен, предвестником которых и стал главный герой “Горя от ума”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Представители “отцов” в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”