РОМАН САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА “ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ” – СУРОВЫЙ ПРИГОВОР КРЕПОСТНИЧЕСТВУ. Краткое изложение текста

Замечательный Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” стоит в ряду лучших произведений русский писателей, таких, как Гоголь, Гончаров, Тургенев, изображавших жизнь дворянства. В романе с огромной обличительной силой раскрыты все пороки общества, порожденные в России господством помещиков. В своем суровом приговоре крепостничеству Салтыков-Щедрин разоблачил развращающее влияние собственности и паразитизма на человеческий характер, показал неизбежность нравственного и физического разрушения паразитической личности.

Писатель изобразил историю морального опошления и вымирания семейства помещиков Голавлевых Оно является собирательным художественным образом, в котором автор обобщил все типичные черти быта, нравов, психологии помещиков накануне отмены крепостного права и после нее. Читая роман, постоянно испытываешь чувство омерзения к этим паразитам. Члены семьи постоянно враждуют между собой, постоянно ругаются из-за наследства.

Слова “бал-бес, изверг, мерзавец, подлец, негодяй” были обычными в этом семействе. В чем же дело? Может быть, их жизнь полна тягот и лишений, поэтому они так ожесточились?

Ничуть не бывало. Дом – полная чаша. Арина Петровна – глава семейства, всю свою жизнь положившая на округление владений. Эта властная женщина в течение длительного времени единолично управляла обширным гоголевским имением и благодаря своей энергии сумела удесятерить свое состояние.

Страсть к накоплению взяли в Арине Петровне верх над материнскими чувствами. Например, ее реакцию на смерть дочери Салтыков-Щедрин показывает как чувство недовольства прежде всего тем, что покойница оставила ей “своих двух щенков”.

Таково отношение Арины Петровны к собственной дочери и внучкам. Не лучше она относится и к сыновьям, поощряя их к лицемерию, наушничанью ради “лучшего куска на блюде”. Дети разделялись на “любимчиков” и “постылых”. Меняя любимчиков и развращая их таким отношением, мать заглушала их естественные чувств любви к родителям.

Физическое наказание детей было обычным явлением в этой семье. И все это делается ради семейного благополучия, то есть для этих же детей, которых Арина Петровна изуродовала своим воспитанием. Совершенно забит и ушўл в себя “Пашка-тихоня”, прожил купленный ему матерью дом в Москве и влачит жалкое существование “Степка – балбес, постылый сын”; “нa кислом молоке и попорченной солонине” воспитываются сиротки-внучки.

Таковы предварительные итоги помещичьего воспитания.

От главы к главе рисует Салтыков-Щедрин картины тирании, нравственного увечья, следующих одна за другой смертей членов головлевского семейства. Запертый в душной и грязной комнате, лишенный даже одежды и еды, спился о одиночестве Степка-балбес. Умер Павел, имением которого тотчас завладел Иудушка Головлев. Трагически сложилась жизнь наследников Арины, чье изуродованное детство и юность толкнули их на путь разврата и гибели.

В конце жизни перед Ариной Петровной предстают итоги ее деятельности, которая была подчинена бессердечному стяжательству и формированию “извергов”. Самый страшный из них – Порфирий, еще в детстве прозванный в семье Иудушкой.

Деспотическая обстановка в семье привела к тому, что Порфиша научился прикидываться ласковым сынком, заискивал перед матерью, лебезил, показывал, что он – “весь послушание и преданность” Притворная почтительность как способ получения лучшего куска или избежания наказания – это способ, который, все более развиваясь в дальнейшем, сделал Иудушку лицемером.

Черты стяжательства развились в нем до предела. Он стал владельцем Головлева, овладел имением брата Павла, прибрал к рукам все капиталы матери, обрек эту когда-то грозную и властную хозяйку головлевской семьи на одиночество и вымирание и сам сделался властелином всех головлевских богатств.

Писатель неоднократно повторяет сравнение Иудушки с пауком, сосущим кровь своих жертв. Иудушка – садист, он находит в страданиях других наслаждение. Его нравственное оскуднение так велико, что без малейшего содрогания, прикрывая ласковыми речами свое истинное “Я”, Иудушка обрекает на гибель поочередно каждого из троих своих сыновей – Владимира, Петра и младенца Володьку.

Иудушка – пустослов. Он “зудил, надоедал, тиранил” своими речами окружающих. Он может словами, как говорит о нем один крестьянин, “сгноить человека”.

Но запас его слов определяется запросами паука – помещика и поэтому крайне беден. По определению Салтыкова – Щедрина, Иудушка не просто говорит, а источает “массы словесного гноя”. Свои злодейства Иудушка совершает как самые обычные дела, “потихонечку до полегонечку”, а что самое ужасное – “по закону”. Так писатель показывал защищенность Иудушки-кровопийца законами власти и религии.

Ведь он с большим искусством пользовался такими прописными истинами, как почитание семьи, религии и закона.

И хотя все считают его кровопийцем, и с полным на то правом, он может возразить тем, что юридически все им соблюдается правильно. Писатель показал в лице Иудушки человека ничтожного, скудоумного, никчемного. И вместе с тем, это олицетворение ничтожества держит в подчинении и страхе окружающих, доводит их до гибели, и происходит это потому, что ничтожество Иудушки и ему подобных опирается на крепостническую мораль, на закон и религию.

Так Салтыков-Щедрин разоблачает нравственность собственников-эксплуататоров вообще, отрицая социальные и политические принципы дворянско-буржуазного общества. На мой взгляд, своим произведением писатель – сатирик вынес смертный приговор исторически обреченному классу помещиков-крепостников.

‹ Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил Вверх Развернутые планы сочинений ›

М. Е. Салтыков-Щедрин Рефераты и Сочинения


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

РОМАН САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА “ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ” – СУРОВЫЙ ПРИГОВОР КРЕПОСТНИЧЕСТВУ. Краткое изложение текста