“Господа Головлевы”: образы, характеристика героев

<

p>В романе “Господа Головлевы” Салтыкова-Щедрина выведена целая галерея образов одной семьи – помещиков Головлевых. Эта семья идет к деградации и разрушению, она распадается, а потом ее члены и физически отходят в небытие.

<

p>Образ Арины Петровны: это единственный незаурядный человек в семье Головлевых. Она мать и глава семьи. “Женщина властная и притом в сильной степени одаренная творчеством” – характеризует ее автор. Арина Петровна руководит хозяйством, ведет все дела семьи.

Она бодрая, волевая, энергичная. Но толк от этого есть только в хозяйстве. Арина Петровна подавляет своих сыновей и мужа, который ненавидит ее за это.

Мужа она никогда не любила, считала шутом, слабаком, неспособным вести хозяйство. “Муж называл жену “ведьмою” и “чертом”, жена называла мужа “ветряною мельницей” и “бесструнной балалайкой”.

<

p>По сути дела, проживя сорок лет в семье, Арина Петровна остается холостячкой, которую интересуют только деньги, счета и деловые разговоры. У нее нет теплых чувств к мужу и детям, нет сочувствия, поэтому она так страшно наказывает близких, когда они безответственно относятся к имуществу или не подчиняются ей.

<

p>Образ Степана Головлева:Это “даровитый парень” с озорным характером, с хорошей памятью и способностями к учебе. Однако он воспитан в праздности, вся его энергия уходила на проказы. Отучившись, Степан оказывается неспособным сделать карьеру чиновника в Петербурге, так как не имеет к ней ни способностей, ни охоты. Он еще раз подтверждает прозвище “Степка-балбес”, долго ведет бродячую жизнь.

К сорока годам он панически боится матери, которая не поддержит, а наоборот, заест. Степан приходит к осознанию, что он “ничего не может”, потому что никогда не пытался трудиться, а хотел получать все даром, урвать кусок у жадной матери, или еще у кого. Он спивается в Головлеве и умирает.

<

p>Образ Павла Головлева. Это военный, но тоже человек подавленный матерью, бесцветный. Внешне он огрызается и грубит матери.

Но внутри боится ее и придирается к ней, сопротивляясь ее влиянию. “Это был человек угрюмый, но за угрюмостью скрывалось отсутствие поступков – и больше ничего”. Перебравшись в Головлево, он перепоручает дела своей ключнице – Улите. Сам же Павел Головлев спивается, поглощенный ненавистью к брату Иудушке.

Они умирает в этой ненависти, озлобленный, с ругательствами и проклятиями.

<

p>Образ Иудушки, Порфирия Головлева. Этот человек – квинтэссенция головлевского рода. Он избрал своим оружием лицемерие. Под маской милого и душевного человека он добивается своих целей, собирает вокруг себя родовое имущество.

Низкая его душа радуется бедам братьев и сестер, а когда они умирают, он получает искреннее удовольствие при дележке имущества. В отношениях со своими детьми он тоже в первую очередь думает о деньгах – и сыновья не выдерживают этого. Никогда при этом Порфирий не позволяет себе сказать грубость или колкость. Он вежлив, притворно мил и заботлив, бесконечно рассуждает, разводит медоточивые речи, плетет словесные интриги.

Люди видят его лживость, но поддаются ей. Даже сама Арина Петровна не может им сопротивляться. Но в финале романа приходит к своему падению и Иудушка. Он становится ни к чему не способен, кроме пустословия.

По целым дням он надоедает всем разговорами, которых никто не слушает. Если же прислуга оказывается чувствительной к его “словоблудию” и придиркам, то старается от хозяина сбежать подальше. Тиранство Иудушки становится все мелочней, он тоже пьет, как покойнее братья, для развлечения целыми днями вспоминает мелкие обидки или минимальные просчеты в хозяйстве, чтобы их “обмусолить”.

Тем временем реальное хозяйство не развивается, приходит в запустение и упадок. В финале романа на Иудушку снисходит жуткое прозрение: “Нужно всех простить…Что… что же такое сделалось?! Где… все?!” Но семья, разделенная ненавистью, холодностью и невозможностью простить, уже разрушена.

<

p>Образ Анны и образ Любы из “Господ Головлевых”.Племянницы Иудушки – представительницы последнего поколения Головлевых. Они пытаются вырваться из гнетущей атмосферы семьи, сначала им это удается. Они работают, играют в театре и гордятся этим. Но к последовательной, упорной деятельности их не приучили.

Не приучили и к моральной стойкости, жизненной твердости. Любиньку губит ее цинизм и расчетливость, взятые от бабушки, и она сама толкает в пропасть сестру. Из актрис “сестры Погорельские” переходят в содержанки, затем почти в проститутки. Аннинька, более чистая морально, более душевная, бескорыстная и добросердечная, упорно цепляется за жизнь.

Но и она ломается, и после самоубийства Любиньки, больная и пьющая, возвращается в Головлево, “умирать”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Господа Головлевы”: образы, характеристика героев