Роль природы в произведениях Чехова
Природа, как мы видим, наводила Чехова и его героев на важные и значительные мысли. Чехов был атеистом, но в его сознании, несомненно, жило представление о некой высшей силе, и в наибольшей степени эта высшая сила проявляется в природе: «В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко, очень далеко, должно быть, за городом, кричали лягушки. Чувствовался май, милый май!
Дышалось глубоко и хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулась
Характерно для Чехова и то, что природа часто побуждает героев задумываться над своей повседневной жизнью и соотносить ее с вечностью, с универсальными, общечеловеческими законами и категориями. Это именно то, чего недостает человеку, захваченному суетой и мелочностью жизни, и вот как, например, непривычно для себя начинает думать герой «Дамы с собачкой» Гуров, столкнувшись с величием и великолепием природы: «В Ореанде
Листва не шевелилась на деревьях, кричали цикады, и однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое, о вечном сне, который ожидает нас. Так шумело внизу, когда еще тут не было ни Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь так же равнодушно и глухо, когда нас не будет. И в этом постоянстве, в полном равнодушии к жизни и смерти каждого из нас кроется, быть может, залог нашего вечного спасения, непрерывного движения жизни на земле, непрерывного совершенства.
Сидя рядом с молодой женщиной, которая на рассвете казалась такой красивой, успокоенный и очарованный в виду этой сказочной обстановки — моря, гор, облаков, широкого неба, Гуров думал о том, как, в сущности, если вдуматься, все прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве».
Не только в рассказах, но и в драматургии образы природы занимают важное место в образной структуре. Один из самых сильных и поэтических образов был дан Чеховым в пьесе «Вишневый сад», который становится символом погубленной красоты, наглядно демонстрирует пошлость и никчемность жизни тех людей, которые говорят и действуют в пьесе. Здесь, как и во многих других случаях, образ природы выступает своего рода нравственной точкой отсчета, задает этический масштаб, позволяет сопоставлять жизнь «слабого, грешного человека» с «высшими целями бытия».
- Роль природы в произведениях русских писателей XIX века (по роману Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные») Тучи, как волосы, встали дыбом Над дымной, бледной Невой. Б. Пастернак Природа всегда играет важную роль в художественных произведениях. Она помогает писателю передать состояние души героя, подчеркнуть различными состояниями природы, плохое либо хорошее действие предстоит совершить герою. Наши предки были язычниками, и потому, наверное, у русских писателей такое большое место в произведениях занимает описание природы. […]...
- РОЛЬ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО В произведениях русских писателей природа всегда играет большую роль. Возможно, причина в том, что наши предки были язычниками, которые обожествляли и одухотворяли природу. А может, это просто особенность восприятия мира творчески одаренным человеком — он видит не только темные стороны жизни, но и все прекрасное и удивительное, что есть в ней. Многие произведения М. Горького […]...
- Роль природы в рассказах Чехова (Чехов А. П.) В чеховской прозе существует тонкая связь между героями и природой — общение, не высказанное прямым авторским словом, но все-таки активное: в результате этого общения что-то меняется, иногда очень серьезно, в характере героя и в его жизненной позиции. Именно вблизи природы (присутствие которой может быть иногда намечено двумя-тремя словами) рождаются самые решительные мысли героя о жизни […]...
- Роль природы в переживаниях действующих лиц В пьесе А. Н. Островского «Гроза» значительное место отводится природе. Само название драмы обозначает яркое и сильное природное явление. Названием своего произведения Островский словно подчеркивает, что природа имеет сильнейшее влияние на человеческую жизнь. Также огромная роль в пьесе принадлежит описанию природы. Пейзаж у Островского является не только фоном, на котором разворачиваются все события, он как […]...
- Роль природы в рассказе Ионыч В рассказе «Ионыч», отправляясь на свидание на кладбище, Старцев всей душой воспринимает его своеобразный пейзаж, который рождает в нем возвышенные мысли: «Казалось, что здесь было светлей, чем в поле; листья кленов, похожие на лапы, резко выделялись на желтом песке аллей и на плитах, и надписи на памятниках были ясны. На первых порах Старцева поразило то, […]...
- Образ природы в произведениях Пришвина и Паустовского В отечественной прозе XX века непревзойденными мастерами пейзажа были Пришвин и Паустовский. Их роднит не только задушевное отношение к природе, не только талант тонкого наблюдателя и доскональное знание природной жизни, но и то, что в теме природы оба писателя поднимали философские проблемы. Особенно это заметно в творчестве Пришвина, который полагал, что человеку следует учиться у […]...
- Образы природы в произведениях Тургенева План сочинения — Образы природы в произведениях Тургенева I. Вступление Тургенев — признанный мастер пейзажа в русской литературе XIX века. Он не олицетворяет природу, как, например. Лермонтов или впоследствии Есенин, но показывает сложные взаимоотношения между человеком и природой. II. Главная часть 1. Уже в ранних произведениях Тургенева — цикле «Записки охотника» — образы русской природы являются […]...
- В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским Анчаром? «Анчар» не единственное произведение отечественной лирики, в котором мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений. Так, в стихотворении Ф. И. Тютчева «Поток сгустился и тускнеет…» ключ становится олицетворением юности, а поток воды — «грудой осиротелой». Как и в «Анчаре», здесь есть зло жизни — «хлад бытия», который способен властвовать как в мире природы, так и […]...
- Тема человека и природы в произведениях современных писателей Тема человека и природы в произведениях современных писателей (В. П. Астафьев «Царь-рыба», Ч. Т. Айтматов «Плаха»). В. П. Астафьев в силу жизненного опыта избрал особый ракурс изображения народной жизни. Он близок «деревенщикам», но в большей степени анализирует общую ситуацию с гибельным наступлением цивилизации на природу. Его главные книги «Последний поклон», «Царь-рыба» своеобразны в жанровом отношении: […]...
- Изображение повседневной жизни в произведениях А. П. Чехова А. П. Чехов — прекрасный писатель конца второй половины 19 века. Он внес огромный вклад в великую русскую литературу своими замечательными рассказами и пьесами. Все произведения Чехова направлены на описание повседневной жизни людей. Писатель рассказывает нам не о конкретных героях, а о всех вместе, показывая их обыденные проблемы, скучное существование. Антон Павлович в своих трилогиях […]...
- Описание природы и роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова Колоссальное и неописуемо большое значение в понятие и осознании образа одинокого, печально, но одновременно свободного и непоколебимого Мцыри играет романтический и нежный пейзаж, описанный в данном произведении. Каждый читатель не только проникается самим произведением, но и той природой которая описана автором в данном произведении. Сама по себе природа и весь пейзаж однозначно являются одним из […]...
- Роль природы в нравственном развитии Пьера Безухова Почти такую же роль играет природа в нравственном развитии Пьера Безухова. После расстрела пленных, когда Пьеру показалось, что его вера в жизнь окончательно погибла и никогда уже не возродится, к нему приходит просветление, и вера в жизнь все-таки возрождается. В этом Пьеру помог и Платон Каратаев, и переживание тягот плена, и напряженная умственная и душевная […]...
- Тема природы Чехова в рассказе «Учитель словесности» В творчестве Чехова образы природы появляются не так часто, как у Толстого и Тургенева, но играют тем не менее важную роль. Как и у Толстого, у Чехова природа выполняет нравственно-оценочную функцию — она указывает человеку на подлинные ценности, среди которых немалое место занимает красота, которую люди разучились видеть. Во многих рассказах Чехова, посвященных теме среднего […]...
- Судьба народа и природы в произведениях В. Г. Распутина (по повестям «Прощание с матерой», «Пожар») Валентин Григорьевич Распутин — крупнейший представитель так называемой «деревенской прозы». Главный предмет внимания его творчества — проблема духовного мира русского человека, работающего на земле. Источником тревоги писателя является процесс духовного разложения нации, ее нравственного обнищания. В повести «Пожар» писатель раскрыл стихию наживы, психологию рвачей, которые сбежались на пожар будто бы для того, чтобы его тушить, […]...
- Роль символики в произведениях И. А. Бунина Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже, в обедневшей дворянской семье. В детстве учился в гимназии, занимался живописью, но по обстоятельствам закончил всего четыре класса. Позже великие писатели, чьим младшим современником был Бунин, единодушно признают его огромный талант. Произведения Бунина очень богаты различными формами иносказательной выразительности. Писатель использует символику везде: и в названиях рассказов, и в […]...
- Мир природы и ее роль в жизни человека (по лирике Б. Пастернака) Время все отчетливее выявляет масштабы художественного мира Б. Пастернака. Высшей мерой проявления жизни, носительницей ее смысла была для поэта природа. Жизнь, пьянящая радость ощущения единения во всем живом — в цикле стихотворений «Весна». Поэт восторженно удивляется новому расцвету природы. Книга «Сестра моя — жизнь», вышедшая в 1922 году, парадоксально совмещает поэтику футуризма с романтической традицией. […]...
- Роль художественных деталей в рассказах А. П. Чехова В творчестве Антона Павловича Чехова рассказ занимает особое место. Он был одним из любимых жанров писателя. Характерной чертой рассказа как литературного жанра является его сравнительно небольшой объем, что делает весьма затруднительным применение пространных описаний. Поэтому для писателя, работающего в этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помощью художественных деталей, не бросающихся сразу в глаза […]...
- Лирика природы в произведениях Пушкина Среди стихотворении Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с изумительной поэтической силон и любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец природы, Пушкин воспринимал ее не только зорким глазом художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота. С детских лет, когда Пушкин уезжал на лето в Захарово, любовь к […]...
- Проблема счастья в произведениях Чехова Антон Павлович Чехов неоднократно поднимал в своих произведениях проблему счастья. Отчего же? А все потому, что она актуальна и по сей день. Множество людей посвящают себя поисками неизведанного, того, что принесет радость. К сожалению, некоторые слепы, не замечают данного судьбой подарка, игнорируя того или иного человека. Чехова всегда волновал вопрос: где же настоящее счастье? В […]...
- Пейзаж в произведениях А. П. Чехова Материалы к уроку …Описания природы тогда лишь уместны и не портят дела, когда они кстати, когда помогают Вам сообщить читателю то или другое настроение, как музыка в мелодекламации. А. П. Чехов В 10-м классе, еще до изучения творчества А. П. Чехова, я даю задание учащимся собрать материал по темам «Пейзаж», «Город», «Портрет» из любых произведений […]...
- Какова роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»? Что объединяет рассказы А. П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»? Герои рассказов связаны «скрытой общностью»: Беликов все боится «как бы чего не вышло» и сводит свою жизнь к точному следованию инструкциям, заключая себя в футляр предписанного; Чимша-Гималайский тоже в своеобразном футляре своей узколобой мечты о крыжовнике; боязнь изменений, боязнь любви не позволяют выйти […]...
- Какую роль выполняют в пьесе Вишневый сад Чехова паузы? Какую роль выполняют в пьесе Чехова паузы? Для того чтобы сформировать собственное суждение на предложенную тему, вспомните, что пауза в драматургии является одним из средств формирования подтекста. С помощью пауз фиксируются кульминационные моменты сюжета, паузы организуют сценическое время, предваряют или завершают самые значимые высказывания героев, акцентируя на них особое внимание зрителей и т.д. Приступая к […]...
- РОЛЬ РАССКАЗЧИКА В РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО РОЛЬ РАССКАЗЧИКА В РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО Ранние произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его философской мысли. Важную роль в этом раскрытии играет образ рассказчика. Благодаря образу рассказчика такие произведения, как «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль» , становятся «рассказами в рассказе», у них возникает своеобразная «рама», которая, как рама картины, оттеняет своеобразие произведения. […]...
- Роль пейзажа в рассказах А. П. Чехова В конце XIX века в русской литературе широкое распространение получили рассказы и небольшие повести, пришедшие на смену романам Тургенева, Достоевского, Толстого. Активно использовал форму короткого произведения и А. П. Чехов. Ограниченность объема повествования требовала от писателя нового подхода к слову. В ткани новеллы не было места многостраничным описаниям, пространным рассуждениям, раскрывающим авторскую позицию. В связи […]...
- Точность и лаконизм описаний природы, их роль в рассказе «Чудак» Певцом замечательной украинской природы можно назвать Григора Тютюнника. В его произведениях немало искусных описаний пейзажей родной земли. Писатель тонко подмечает состояние окружающего мира. Через описания картин природы художник передает душевные переживания своих героев. Не является исключением и рассказы Григора Тютюнника «Чудак». Уже с первых строк этого небольшого произведения мы попадаем в зимний мир, в котором […]...
- Роль любовной интриги в произведениях И. С. Тургенева. Краткое изложение текста Любовная интрига составляет основу большинства произведений в русской классической литературе. Истории любви героев привлекали многих писателей. Особое значение они имели в творчестве Тургенева. Шесть романов писателя и повесть «Вешние воды» по типу любовной интриги можно разделить на две группы. К первой относятся романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Новь», «Отцы и дети»; ко второй — «Дым» […]...
- Описание природы и ее роль в романе Тургенева «Отцы и дети» Пейзаж помогает писателю рассказать о месте и времени изображаемых событий. Роль пейзажа в произведении различна: пейзаж имеет композиционное значение, является фоном, на котором происходят события, помогает понять и почувствовать переживание, душевное состояние и души героев. Посредством пейзажа автор выражает свою точку зрения на события, а также свое отношение к природе, героям. Один из лучших пейзажистов […]...
- Роль пейзажа и природы в романе «Герой нашего времени» План Описание природы Кавказа Характеристика места как функция пейзажа в романе Описание картин природы как преддверие событий Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя Человек и природа в романе Мастерство писателя в изображении природы Описание природы Кавказа Представить себе литературное произведение, в котором бы не было образа природы, крайне сложно, — ведь пейзаж помогает воссоздать […]...
- Тема «маленького человека» в произведениях Чехова Чехов часто обращается к теме «маленького человека», всесторонне освещает человеческую природу самоуничижения. В конце XIX века становится понятным, что прежний литературный подход к персонажам, родственным Вырину, Башмачкину, Мармеладову, устарел. Чехов, переосмысливая образ «маленького человека», исходит из живых наблюдений над современностью и из собственного опыта. Ведь некогда он, будучи лавочником и гимназистом, поставил перед собой задачу […]...
- Народ в произведениях А. П. Чехова Все ждут и на что-то надеются… А. Чехов В пору зрелости внимание А. П. Чехова концентрируется на двух основных сферах: люди интеллигентного сословия и люди из народа. Он создает цикл «мужицких» повестей и рассказов: «Мужики» , «Новая дача» , «В овраге». Повесть «Мужики» вызвала особенно острые споры. Писатели-народники любили изображать деревню как царство доброй и […]...
- Юмор и сатира в произведениях Чехова На рубеже XIX — XX веков русская литература подарила миру целую плеяду замечательных прозаиков, талантливых драматургов и выдающихся поэтов. Творчество некоторых из них, как например, Льва Николаевича Толстого и Антона Павловича Чехова, заслуженно считаются вершиной мировой литературы конца XIX — начала XX столетий. Их произведения, многогранно отражая окружающую действительность, стали художественным свидетельством того, что судьба […]...
- Своеобразие юмора в произведениях А. П. Чехова Очистительную силу смеха использовали многие писатели в своих творениях. Особенно ярко смех проявился в сатирических произведениях Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Чехов вслед за своими великими предшественниками также отдает должное юмору. Но проявляется смех в чеховских произведениях очень своеобразно. «Смех сквозь слезы» — сказать было бы точнее. Уже в ранних коротких рассказах писателя […]...
- Картины природы и их роль в романе «преступление и наказание». Сочинение В философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще — и гармония с прекрасной природой в частности — недостижимая мечта, утерянный рай». Если Пушкин, Гоголь, Гончаров и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена. Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие […]...
- Изображение повседневной жизни в произведениях А. Чехова А. П. Чехов из тех писателей, которые глобальные вопросы человеческого бытия поднимают через изображение обычной повседневной жизни конкретных персонажей. Диагностируя «болезнь» одного человека, он диагностирует «болезни» мира. В самом начале рассказа «Ионыч» автор показывает нам молодого деятельного доктора Старцева, который приехал в губернский городок, чтобы работать. Но, привыкая к рутинной повседневной жизни, он деградирует как […]...
- Роль второстепенных персонажей в пьесе А. П. Чехова «Три сестры» В середине 90-х годов 19 века Чехов одним из первых в литературе почувствовал близость долгожданного будущего. «Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здоровая сильная буря, которая идет, уже близка…» — торжественно звучит в экспозиции «Трех сестер». Символ весьма прозрачный. В «Трех сестрах» представлены два взгляда на будущее. При всей беглости и незавершенности теоретического […]...
- Сочинение на тему Судьба народа и природы в произведениях В. Распутина (по повестям «Прощание с Матерой», «Пожар») Судьба народа и природы в произведениях В. Распутина (по повестям «Прощание с Матерой», «Пожар») Валентин Григорьевич Распутин — крупнейший представитель так называемой «деревенской прозы». Главный предмет внимания всего творчества — проблема духовного мира русского человека, работающего на земле. Источником главной тревоги писателя является процесс духовного разложения нации, ее нравственного обнищания. В повести «Пожар» писатель раскрыл […]...
- Женские характеры в произведениях А. П. Чехова «Ариадна», «Душечка», «Попрыгунья» Удивительно тонкий и внимательный художник — А. П. Чехов не обошел в своем творчестве создания современных ему женских характеров. Совсем короткий промежуток времени отделяет произведения И. С. Тургенева и Чехова, а какая разительная глубина между тем, что увидел и отобразил Тургенев, как возвышенно и глубоко смог оценить женский характер, и как увидел женщину Чехов. Словами […]...
- Роль второстепенных персонажей в пьесе Чехова «Три сестры» Драма А. П. Чехова «Три сестры», написанная в 1900 году, — это произведение новаторской чеховской драматургии, построенное по иным драматическим канонам, чем классические пьесы XIX века. Ушло в прошлое классическое единство места, времени и действия, нет конфликта драмы в его привычном понимании. Герои не представляют собой противопоставленные лагеря, как прежде Чацкий — фамусовское общество, Катерина […]...
- Глобальные вопросы человеческого бытия в произведениях А. Чехова А. П. Чехов из тех писателей, которые глобальные вопросы человеческого бытия поднимают через изображение обычной повседневной жизни конкретных персонажей. Диагностируя «болезнь» одного человека, он диагностирует «болезни» мира. В самом начале рассказа » Ионыч » автор показывает нам молодого деятельного доктора Старцева, который приехал в губернский городок, чтобы работать. Но, привыкая к рутинной повседневной жизни, он […]...
- Роль пейзажа в рассказах бунина «кавказ», чехова «о любви» 1) И. Бунин «Кавказ» Ключевой теме творчества И. А. Бунина — любви — посвящен рассказ «Кавказ». В нем повествуется о запретной любви молодого человека и замужней женщины. Влюбленные решили тайно уехать на несколько недель из столицы к теплому морю. В этом небольшом произведении почти нет реплик, чувства героев передаются через пейзажные зарисовки. Контрастны описания промозглой […]...