Образ природы в произведениях Пришвина и Паустовского
В отечественной прозе XX века непревзойденными мастерами пейзажа были Пришвин и Паустовский. Их роднит не только задушевное отношение к природе, не только талант тонкого наблюдателя и доскональное знание природной жизни, но и то, что в теме природы оба писателя поднимали философские проблемы. Особенно это заметно в творчестве Пришвина, который полагал, что человеку следует учиться у природы доброте и мудрости, что стремление к гармонии с природой должно стать насущной потребностью человека.
В таких произведениях, как “Кладовая солнца” и “Корабельная чаща”, настойчиво проводится мысль о том, что человек и природа должны жить в мире, взаимно обогащая друг друга. Этим творчество Пришвина выгодно отличалось от многих произведений советской довоенной (а отчасти и послевоенной) литературы, в которой на первый план выходил пафос насильственного покорения природы: вспомним хотя бы известные строки Маршака: “Человек сказал Днепру: / Я стеной тебя запру” – и весь пафос этого стихотворения, вспомним и крылатую фразу Мичурина: “Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача”. В произведениях Паустовского, Пришвина, позднее Бианки акцентировались несколько иные аспекты проблемы, упор делался на “мирное сосуществование” человека и природы.
Related posts:
- Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях редко изображает человеческие отношения, драматические ситуации, жизненные повороты, условно изображает характеры героев – не это является для него главным. Таланту Пришвина подвластна природа и человек в его взаимоотношениях с ней, а сюжет лучших произведений автора – поведение человека в мире природы. В историю русской литературы Пришвин вошел именно как […]...
- Мир природы в творчестве М. М. Пришвина Жизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три войны и революцию. Судьба М. М. Пришвина это характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени. Она никогда о себе не заявляет громко и в то же время присутствует каждое мгновение в слове писательском. Каждая фраза, даже каждое […]...
- Сочинение на тему: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В СКАЗКЕ-БЫЛИ М. М. ПРИШВИНА “КЛАДОВАЯ СОЛНЦА” Сюжет повести М. М. Пришвина довольно прост. Двенадцатилетняя девочка Настя и ее десятилетний брат отправляются далеко в лес за клюквой. Поссорившись по дороге, они пошли разными путями к заветной палестинке, где по рассказам их отца клюквы должно быть видимо-невидимо. Настя пошла по протоптанной большой тропе, посчитав, что раз все идут в ту сторону, значит, там […]...
- Человек и природа в произведениях Пришвина Для Пришвина – художника гармонического склада – это было угрозой творческой гибели: исчезал предмет художественного исследования. У него отняли возможность печататься: “Я писатель побежденного бессловесного народа без права даже писать”. На этом печальном фоне Пришвин обретает смысл жизни в любви к бытию, что и стало основой его личной философии: “Радоваться жизни, вынося все мучения”. Единственное […]...
- ЯРКОСТЬ КАРТИН ПРИРОДЫ В СКАЗКЕ-БЫЛИ М. М. ПРИШВИНА “КЛАДОВАЯ СОЛНЦА” ЯРКОСТЬ КАРТИН ПРИРОДЫ В СКАЗКЕ-БЫЛИ М. М. ПРИШВИНА “КЛАДОВАЯ СОЛНЦА” 1 вариант М. М. Пришвин – замечательный русский писатель. Его произведения посвящены воспеванию красоты природы, единению человека с нею. В сказке-были “Кладовая солнца” переплетаются вымысел и реальность. Наряду с разговорами птиц и животных здесь много полезной информации об окружающей среде. Так, мы узнаем о целебных […]...
- Одухотворение природы и ее участие в судьбах героев. М. М. Пришвина анализ “Кладовая солнца” Константин Паустовский называл Пришвина “разнотравьем русского языка”. Нежность и любовь к природе чувствуется в каждой строчке писателя. В повести “Кладовая солнца” Пришвин описывает природу восточной части Орловщины, простую и немного суровую. На фоне этого яснее выступают все прекрасные качества земли, кажется, что сама природа одухотворена, что она участвует в судьбе главных героев, Насти и Митраши. […]...
- Сказка-быль “Кладовая солнца”; Пришвина Когда я впервые прочитал сказку-быль “Кладовая солнца” Михаила Михайловича Пришвина, я очень долго не мог понять, чем же это произведение является – вымыслом или правдой. Меня смутило противоречащее самой себе название – “Сказка-быль”. Но главные герой “Кладовой солнца” – Митраша, Настя и голодный волк настолько убедительны, что я поверил и понимаю теперь – так бывает. […]...
- Идея человека творца природы в повести Пришвина “Кладовая солнца” Повесть эта в еще большей степени, чем рассказы писателя, двупланова. Первый план составляет рассказ о том, как брат и сестра, Митраша и Настя, пошли за клюквой, о беде, случившейся с детьми, из которой они вышли с помощью собаки Травки, о победе над старым злым волком Серым Помещиком. В финале произведения сообщается, что всю собранную клюкву […]...
- Фантастическое в произведениях Пришвина В 1945 г. появляется “сказка-быль” ” Кладовая солнца “, по которой в 1947 г. был создан киносценарий “Серый помещик”. Ее основная тема – становление детских характеров, единство человека и природы. Олицетворение природы роднит “Кладовую солнца” с произведениями фольклора. Задача автора состояла в создании современной сказки, в которой символ и вымысел не разрушают реалистической основы сюжета. […]...
- Образы природы в произведениях Тургенева План сочинения – Образы природы в произведениях Тургенева I. Вступление Тургенев – признанный мастер пейзажа в русской литературе XIX века. Он не олицетворяет природу, как, например. Лермонтов или впоследствии Есенин, но показывает сложные взаимоотношения между человеком и природой. II. Главная часть 1. Уже в ранних произведениях Тургенева – цикле “Записки охотника” – образы русской природы являются […]...
- Взаимоотношения человека и природы в сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. ( М. М. Пришвин) Мы с вами прочитали замечательную сказку-быль М. М. Пришвина “Кладовая солнца” и сегодня подводим итоги. Сжато перескажите содержание этого произведения. (Ученик перечислил ряд событий, изображенных в произведении.) Как в литературоведении называется этот ряд событий? (1 по горизонтали […]...
- Лиризм в произведениях Паустовского Лиризмом проникнуто описание природы в произведениях Паустовского. Он помогает читателям почувствовать “сказку жизни”. “…Если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального юрка, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчание Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона,- я буду думать, что рассказал вам все это не напрасно”,- говорит писатель в рассказе “Жильцы […]...
- Творчество Пришвина в советские годы Какое-то время писателю казалось, что только на руссоистских началах можно отыскать утраченную социальную гармонию. Творчество Пришвина в советские годы – это медленное, но верное поступательное движение к прозе большой общественно-философской насыщенности. В этот период писатель не только закрепляет успех в таких оригинальных жанрах русской прозы, как очерково-беллетризованное эссе (“Родники Берендея”, 1925, например) и лирико-философская миниатюра, […]...
- Своеобразие творчества М. М. Пришвина Михаил Михайлович Пришвин происходит из старинного русского города Ельца. Биография Пришвина резко делится надвое. Начало жизни шло по проторенной дороге – купеческая семья, крепкий быт, гимназия, служба агрономом в Клину и Луге, первая агрономическая книга “Картофель в полевой и огородной культуре”. И вдруг – резкий перелом. Пришвин бросает службу и уходит пешком на север, в […]...
- Тема человека и природы в произведениях современных писателей Тема человека и природы в произведениях современных писателей (В. П. Астафьев “Царь-рыба”, Ч. Т. Айтматов “Плаха”). В. П. Астафьев в силу жизненного опыта избрал особый ракурс изображения народной жизни. Он близок “деревенщикам”, но в большей степени анализирует общую ситуацию с гибельным наступлением цивилизации на природу. Его главные книги “Последний поклон”, “Царь-рыба” своеобразны в жанровом отношении: […]...
- Участие природы в судьбе героев сказки-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” “Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас… удивительно богат и широк мир, познанный Вами”, – писал М. Горький о М. М. Пришвине. В окружающем мире писатель видел особую красоту и развивал в своем творчестве […]...
- Образ природы в современной литературе В наше время особенно ярко выявилось, что природа перед лицом возросшей мощи техники и индустрии оказывается беззащитной, отсюда в произведениях современных писателей все настойчивее звучит тема нравственной ответственности человека перед природой. На совести человечества – сохранить и сберечь природу, которая сама уже оказывается не в силах справиться с последствиями индустриальной агрессии человека. Этими идеями насыщены […]...
- Сказка и быль в “Кладовой солнца” М. М. Пришвина (1) Когда учительница впервые рассказала нам о “Кладовой солнца” М. М. Пришвина, мы удивились: как это – одновременно и быль и сказка? Разве такое бывает? “Бывает”, – взявшись за руки, ответили нам Настя и Митраша. “Бывает”, – провыл в лесу злой голодный волк. “Бывает”, – радостно тявкнула собака Травка. “Бывает и не такое”, – почему-то вздохнув, […]...
- ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА Природа как источник постоянных раздумий. Особенности лирики – пейзажно-философская. Раздумья поэта о жизни и смерти, человечестве и мироздании, месте человека в мире. Изменчивость, динамичность природы. Борьба противоборствующих сил. Величие, красота, многообразие природы. Интерес поэта к переходным состояниям жизни природы и человеческой души. Пантеизм. Единство человека и природы. Предельное противопоставление природы и цивилизации См. также 9 […]...
- Роль природы в произведениях русских писателей XIX века (по роману Ф. М. Достоевского “Униженные и оскорбленные”) Тучи, как волосы, встали дыбом Над дымной, бледной Невой. Б. Пастернак Природа всегда играет важную роль в художественных произведениях. Она помогает писателю передать состояние души героя, подчеркнуть различными состояниями природы, плохое либо хорошее действие предстоит совершить герою. Наши предки были язычниками, и потому, наверное, у русских писателей такое большое место в произведениях занимает описание природы. […]...
- Пейзаж в произведениях Паустовского Если принять во внимание, что этим пейзажем начинается один из военных рассказов 1944 года (“Стеклянные бусы”), то что уж говорить о восторженном, ненасытном удивлении многообразными проявлениями круговорота природной жизни, о чувстве слиянности с нею во всем творчестве К. Паустовского. Это чувство со временем накапливается, возрастает, находит все более совершенное художественное воплощение. В последнее десятилетие жизни […]...
- РОЛЬ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО В произведениях русских писателей природа всегда играет большую роль. Возможно, причина в том, что наши предки были язычниками, которые обожествляли и одухотворяли природу. А может, это просто особенность восприятия мира творчески одаренным человеком – он видит не только темные стороны жизни, но и все прекрасное и удивительное, что есть в ней. Многие произведения М. Горького […]...
- Чему научила меня сказка-быль М. М. Пришвина “Кладовая солнца” “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок”, – говорит народная мудрость. Конечно же, каждая сказка может научить своих читателей чему-то новому, а уж сказка-быль – тем более. На мой взгляд, “Кладовая солнца” М. М. Пришвина – это настоящая кладовая ценной и интересной информации. Здесь и человеческие взаимоотношения, и богатые знания об особенностях […]...
- Влияние красоты природы на настроение и образ мыслей человека Человек и природа неразрывны, они не могут существовать отдельно друг без друга. Но способна ли красота природы воздействовать на человека? Каким образом она влияет на него? Эти и другие вопросы волновали и волнуют человечество. В литературе природа рассматривается как живая субстанция, умеющая чувствовать, переживать или радоваться вместе с героями, воздействовать на их внутренний мир и […]...
- Роль природы в произведениях Чехова Природа, как мы видим, наводила Чехова и его героев на важные и значительные мысли. Чехов был атеистом, но в его сознании, несомненно, жило представление о некой высшей силе, и в наибольшей степени эта высшая сила проявляется в природе: “В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко, […]...
- Образ Насти в рассказе К. Паустовского “Телеграмма” В основе сюжета рассказа К. Паустовского “Телеграмма” лежит история отношений матери – Катерины Петровны и ее дочери – Насти. Катерина Петровна живет в одиночестве в селе Заборье. Она очень скучает по дочери, думает о Насте каждую минуту и страдает, потому что та не спешит навестить свою маму. Эта маленькая, несчастная старушка чувствует приближение смерти. Но […]...
- Сочинение на тему: Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” Творчеству Михаила Пришвина характерна великая любовь к природе. В своих произведениях он нередко изображал взаимоотношения человека с природой, поведение человека в мире природы. В мире литературы этот писатель славится именно как певец радостной жизни природы. Сказка-быль “Кладовая солнца” не является исключением. В ней он также […]...
- Образ матери в произведениях Т. Шевченко Поэзия Шевченко – “пламенный культ материнства”. Образ женщины-матери занимает особое место в поэзии Шевченко. Он изображает свой собственный идеал женщины. Шевченковская женщина – искренняя, кроткая, добрая, чистый источник любви и понимания, временами она является беззащитной жертвой, судьба которой складывается несчастливо и даже трагически. Во многих своих произведениях поэт обращает внимание на проблемы, с которыми приходилось […]...
- Судьба народа и природы в произведениях В. Г. Распутина (по повестям “Прощание с матерой”, “Пожар”) Валентин Григорьевич Распутин – крупнейший представитель так называемой “деревенской прозы”. Главный предмет внимания его творчества – проблема духовного мира русского человека, работающего на земле. Источником тревоги писателя является процесс духовного разложения нации, ее нравственного обнищания. В повести “Пожар” писатель раскрыл стихию наживы, психологию рвачей, которые сбежались на пожар будто бы для того, чтобы его тушить, […]...
- Лирические повести Пришвина “Родники Берендея”, первая часть “Календаря природы” (1925 – 1935), посвящены самому светлому и поэтическому времени года – весне, их главным героем является “сама земля”. На фоне лирических весенних пейзажей запечатлены события личной жизни писателя, представлена окружающая действительность. Эта книга, как и многие другие, создана на основе дневников писателя, которые он вел на протяжении почти всей […]...
- В каких произведениях русской литературы был создан образ кладбища и в чем он сопоставим с художественной версией Твардовского? В каких произведениях русской литературы был создан образ кладбища и в чем он сопоставим с художественной версией А. Т. Твардовского? Приступая к ответу на вопрос, вспомните, что кладбище – один из значимых образов русской литературы. Как особое физическое, психическое и эмоциональное пространство образ кладбища актуализирован в романах А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, И.С. Тургенева “Отцы и […]...
- В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским Анчаром? “Анчар” не единственное произведение отечественной лирики, в котором мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений. Так, в стихотворении Ф. И. Тютчева “Поток сгустился и тускнеет…” ключ становится олицетворением юности, а поток воды – “грудой осиротелой”. Как и в “Анчаре”, здесь есть зло жизни – “хлад бытия”, который способен властвовать как в мире природы, так и […]...
- Чем мир живой природы привлекателен для писателя? Творчество литераторов тесно связано с темой природы. В произведениях пейзажи отражаются на самобытности, традициях и культуре конкретной местности. Поэты и прозаики показывают природу, как неотъемлемую часть человеческого бытия. Они воспевают красоту окружающего мира, восхищаются преданностью родным краям. Русские писатели и поэты уделяют особое место описанию природы. Чувства и настроения персонажей взаимосвязаны с народным бытом, погодными […]...
- Образ природы в “Слове о полку Игореве” “Слово о полку Игореве” является одним из самых значительных произведений древнерусской литературы. В художественной системе “Слова о полку Игореве” образы природы играют огромную роль. Природа в “Слове о полку Игореве” выполняет двойную функцию. С одной стороны, она живет самостоятельной жизнью, описывая окружающий героев пейзаж, с другой – выступает средством выражения мыслей и отношения к происходящему […]...
- Природа в изображении Пришвина Больше полутора веков исполнилось с момента написания Пушкиным “Сказки о рыбаке и рыбке”. Однако большинство нелепостей, объявлявшихся в недалеком прошлом, – “мы призваны покорить природу” или, более того, “мы не можем ждать милостей от природы, взять их – наша задача”, – точно предсказаны неудачливой пушкинской старухой: Не хочу быть вольной царицей, Хочу быть владычицей морскою, […]...
- Образ России в произведениях Блока “Теме Россия я сознательно и бесповоротно посвящаю себя” (А. Блок) Поэт Блок творил в сложное время. Это был стык двух столетий. Блок по праву считается одним из лучших поэтов старой России, но с его именем связано открытие следующей страницы в советской поэзии. Говоря о Блоке, многие читатели отдают дань его любовной лирике. Безусловно, что цикл […]...
- Образ русской природы в лирике Н. А. Некрасова Николай Алексеевич Некрасов – истинно народный поэт и истинно русский человек, всем сердцем и всей душой любящий Россию, ценящий и знающий ее, как родную мать. Велика в творчестве Некрасова тема русской природы. Поэт вырос на природе, был воспитан ею, познал всю ее ласку и доброту и поэтому, мне кажется, имел право говорить о ней, как […]...
- Лирическая эпопея Пришвина “Кащеева цепь” Роман “Кащеева цепь” (1927) принято называть лирической эпопеей. Исторические события осмыслены в нем через личные переживания, основное внимание уделено не действиям героя, а его мыслям, раздумьям. Роман был хорошо встречен критикой, которая посчитала, что история формирования творческой личности и приход молодежи в революцию показаны автором убедительно. К роману тесно примыкали “Журавлиная родина”, “Охота за счастьем”, […]...
- Лирика природы в произведениях Пушкина Среди стихотворении Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с изумительной поэтической силон и любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец природы, Пушкин воспринимал ее не только зорким глазом художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота. С детских лет, когда Пушкин уезжал на лето в Захарово, любовь к […]...
- “Кладовая солнца” (по сказке М. М. Пришвина) Сказка-быль “Кладовая солнца” – одно из интереснейших произведений Михаила Михайловича Пришвина. В ней он рассказывает о самостоятельной жизни детей-сирот, Насти и Митраши. Картины описания быта детей сменяются интересными приключениями, выпавшими на их долю по пути на Слепую Елань. Дети есть дети, они часто спорят, не соглашаются друг с другом, отстаивают свою правоту. Это чуть не […]...