Реалистический метод описания в романе “Исповедь Клода”
Особенно уязвимой стороной романа является его основная языковая сфера. Декламационная, экзальтированная, наивно-дидактическая манера повествования, свойственная речи героя-рассказчика создает сюжетную замедленность, делает мелодраматическими многие сцены, обедняет жизненную правду, заключенную в образе и судьбе Клода. Но в то же время язык других действующих лиц удачно индивидуализирован, типичен для каждого из них, для социальной атмосферы действия.
Трезвая, сухая разговорная манера характеризует Жака, наивный лепет – Мари, вульгарная
Неровна и не всегда удачна речевая характеристика Лоране, которую автор подчас заставляет говорить выспренными словами Клода. Пейзаж, окружающий поэтической рамкой горькую исповедь героя “Ноября” (Флобер), почти отсутствует в романе Золя. Здесь драма развертывается на фоне реалистически выписанного убогого интерьера мансарды.
И это еще усиливает угрюмый трагизм действия, к которому сознательно стремился в своем первом романе Золя.
Впрочем, настроения героя заставляют автора иногда прибегать в описаниях к сугубо романтическим приемам, имеющим не только
Он воспроизводит внутренний мир Клода, только что перенесшего тяжкую душевную травму, и вместе с тем символически указывает на его нравственное возрождение: “Всю ночь перед моими глазами были черные просторы, пронизанные желтыми лучами звезд; я тщетно пытался измерить бесконечную глубину темной бездны; меня пугали этот безграничный покой, эта непроницаемая пустота. И этот покой, эта пустота осветились, тьма дрогнула и начала медленно рассеиваться, открывая свои тайны; пугающий мрак уступил место полному надежды нарождающемуся свету. Небо стало понемногу разгораться, принимая розовые оттенки, нежные, как улыбки; оно углубилось, залитое бледным сиянием…
А я, один перед лицом гибнущей ночи и неторопливого, величественного зарождения дня, почувствовал, как в моем сердце зреют молодая непоколебимая сила и безграничная надежда”.
Роман стоит на границе двух методов. Но все же социально-психологическая основа коллизии Клода – трагедия бедности, мотивировка чувства к Лоране – правдива и человечна, особенно в первой половине произведения.
Прекрасно определил основные свойства “Исповеди Клода” украинский знаток, почитатель и критик Золя – Иван Франко: “Много здесь еще романтического шума, фразеологии и пустых декламаций; автор не умеет еще двигаться на реальной почве, но при этом есть тут не одно подлинное выявление действительного чувства самого автора”
Реалистическое достоинство романа, конечно, не только в его искренности, обнаруживающей во многом еще романтическое мировоззрение писателя, не только в автобиографическом правдоподобии образа, мыслей и поведения героя. Дело не в том, что и в жизни Золя была попытка “спасения падшей”, что и ему приходилось жить в подобных домах рядом с гризетками, алкоголиками и своднями, питаться черствым хлебом и, заложив брюки и пальто, изображать “араба”, а описание мансарды, очевидно, соответствует одному из ужасных чердаков, на которых прошла его молодость.
В романе есть не только личное, но и типическое, придающее многому в нем характер “социального документа”. Разбивая иллюзии, созданные Мюрже, Шанфлери и другими близкими к ним авторами, “Исповедь Клода”
Романтическая фигура Клода и мы не пожалеем по своему внутреннему содержанию Однако работа Золя стоит несравненно выше в идейном плане и ближе к уровню реалистической литературы, чем многие “истории молодого человека XIX ст.”, принадлежащие перу второразрядных “реалистов-бытописателей”.