Разговор о будущем во втором действии пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». (Анализ сцены.)

У А. П. Чехова не бывает «лишних», случайных фраз, слов. Каждая деталь всегда крепко и логично связана с основным содержанием. Поэтому декорации второго действия пьесы «Вишневый сад» символичны: «старая, покосившаяся, давно заброшенная часовенка…», «камни, когда-то бывшие могильными плитами…», «неясно обозначенный город, который бывает виден только в очень хорошую погоду…».
Понимание героями прошлого и будущего проявляется не только в направленных монологах, но и в репликах, несущих, как и декорации, двойную

нагрузку. Лопахин, например, скажет, что раньше было хорошо, «по крайней мере драли». Фирс подтвердит, не расслышав: «Мужики были при господах, господа при мужиках». Трофимова сравнят со студентом; ирония это или комплимент — решать зрителям.

Тот в ответ сравнит Лопахина со всеядным волком, который «необходим для правильного обмена веществ» в обществе. Гаев не хочет работать на будущее — «все равно умрешь».
Даже «слегка пьяный» прохожий в этой сцене символичен и уместен.
Основными темами пьесы «Вишневый сад», написанной в 1904 году, являются: гибель дворянского гнезда, победа

предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Паевым и тема будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани. Прощание новой, молодой России с прошлым, с отживающим, устремленность к завтрашнему дню России — в этом заключается содержание «Вишневого сада».
Разговор о будущем — это, в сущности, публицистическое выступление самого автора, его идеологическая позиция, его взгляд на развитие российского общества.
Чехов ясно видел хищническую природу капитала. Приобретательство калечит человека, становясь его второй натурой. Тонкая, нежная душа Лопахина рано или поздно загрубеет, потому что «коммерсант» в нем всегда будет брать верх.

Эмоции и нажива — это абсолютно несовместимые понятия. Лопахина потрясают слезы Раневской, он умен и понимает, что не все можно купить и продать, но практицизм «мужика» побеждает в нем. Спрашивается, какую новую жизнь можно построить, загубив прекрасный вишневый сад и отдав землю под дачи? Красота жизни разрушена.

Дачники дополнят то, что начал Лопахин. Чехов четко показал полную деградацию и моральное оскудение дворянства, разложение его как класса. Распад дворянской культуры завершает экономическое разложение.
Но, по мнению Чехова, капитализм тоже временное явление, потому что несет с собой разрушение. Петя советует Лопахину «не размахивать руками». Что это значит? В эти слова вложено большое сомнение в целесообразности действий Лопахина.

Трофимов говорит: «Строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, — это тоже значит размахивать руками».
Герои по-разному видят свое будущее. Раневская считает, что ее жизнь кончена, Трофимов и Аня даже слегка рады продаже сада, потому что это дает им шанс начать новую жизнь и вырастить свой сад. Вишневый сад — это символ прожитого, и с ним уходят Фирс и Раневская. Старого лакея Фирса забывают, он остается в пустом, заколоченном доме, где, вероятно, умрет не от старости, а от голода и жажды.

Фирс, вероятно, покорно примет смерть, понимая, что свое уже прожил и в его годы смешно цепляться за жизнь. Чехов показал Россию на перепутье, Россию, в которой еще не изжито до конца прошлое, где еще не наступило окончательно настоящее, но уже проглядывает будущее.
Петя Трофимов, этот пассивный мечтатель и идеалист, представляется Чехову человеком, который уничтожит власть и сможет изменить жизнь. Его мечты о равенстве, братстве, справедливости вообще-то всего лишь мечты. У Раневских его зовут «облезлым барином» не только из-за внешности, но и из-за того, что он остается юношей в своих мечтах.
Аня верит Трофимову и согласна уехать с ним в Москву. Скорее всего она поступит на курсы или станет революционеркой. Пьеса заканчивается возгласом: «Здравствуй, новая жизнь!» Чехов не показал, какой она будет, но Трофимов и Аня полны надежд, испытывая прилив сил и неудержимое желание трудиться на благо людей.

Петя, по мнению Чехова, должен сменить Лопахина, потому что именно в его уста автор вкладывает ценную мысль о том, что «вся Россия — наш сад».
Судя по пьесе, Чехов связывал будущее процветание с молодым поколением (Петя Трофимов и Аня), именно ему предстояло строить новую Россию,
Чехов был глубоко убежден, что человеку, чтобы быть свободным, нужен весь земной шар. Близилась буря. Чехов предвидел и ждал ее.

В каждом произведении Чехова ясно выражен протест против бессмысленности и пошлости человеческого существования. Пьеса «Вишневый сад» — это прошлое, настоящее и будущее России.


Разговор о будущем во втором действии пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». (Анализ сцены.)