Приезд Раневской и Гаева в имение (Анализ сцены I действия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»)
Анализ хорошо начать с авторской ремарки: «Комната, которую все еще называют детской. Рассвет, скоро взойдет солнце. Май, цветут вишневые деревья…»
Забегая вперед, как мы будем делать во время разбора все время, вспомним, что в последнем действии автор укажет: «Декорация первого акта… Чувствуется пустота…»
И в первом и в последнем действии Лопахин присутствует с самого начала, а Раневская с Гаевым появляются позже, что как бы подчеркивает их чуждость и дому, и саду.
Любопытно, что в пьесе вообще нет сквозного действия,
Прощание новой, молодой России с прошлым, с отживающим, устремленность к завтрашнему дню России — в этом заключается содержание «Вишневого сада», завязка которого начинается в первом действии сценой приезда Раневской и Гаева в имение. Россия прошлого, отживающего в пьесе представлена образами Раневской и Гаева. Обоим героям вишневый сад дорог, дорог как воспоминание о детстве, молодости, благополучии, легкой
При этом они остались верны красоте вишневого сада, и поэтому они так ничтожны и смешны.
Раневская — в прошлом богатая дворянка, имевшая дачу даже на юге Франции, в Ментоне, обладательница имения, «прекраснее которого нет ничего на свете». Но своим непониманием жизни, своей неприспособленностью к ней, своим безволием и легкомыслием хозяйка довела имение до полного разорения, до того, что предстоит продажа имения с торгов!
Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, предлагает владельцам, имения способ спасения усадьбы. Он говорит, что нужно лишь срубить вишневый сад и раздать землю под дачные участки. Но хотя Раневская проливает потоки слез о потере своего сада, хотя она жить без него не может, она все-таки отказывается от предложения Лопахина спасти имение. Продажа или сдача участков сада в аренду кажутся ей недопустимыми и оскорбительными.
Но проходят торги, и Лопахин сам покупает имение.
И вот когда «беда» грянула, то оказалось, что никакой драмы для хозяйки вишневого сада нет. Раневская возвращается в Париж к своей нелепой «любви», к которой она и без того вернулась бы, несмотря на все ее слова о том, что она не может жить без родины. Драма с продажей вишневого сада вовсе не является для его обладателя драмой. Это произошло лишь потому, что у Раневской вовсе нет никаких серьезных переживаний.
Она легко может переходить из состояния озабоченности, беспокойства к веселому оживлению. Так произошло и на этот раз. Она быстро успокоилась и даже заявила всем: «Нервы мои лучше, это правда».
А каков ее брат, Леонид Андреевич Гаев? Он гораздо мельче своей сестры. Он способен сказать простые, искренние слова, со стыдом поняв собственную пошлость и глупость. Но недостатки Гаева доходят до карикатурных размеров.
Вспоминая о прошлом, Раневская целует свой любимый шкаф. Гаев же произносит перед ним речь. Гаев — жалкий аристократ, проевший свое состояние на леденцах.
Гаев — это смесь тупого самомнения о своей значительности и полнейшей ничтожности во всем. В таком-то возрасте старый лакей Фирс надевает ему штаны! Это важная деталь в обрисовке его характера.
Чехов в дневнике писал: «Вся Россия — страна каких-то жадных и ленивых людей. Они ужасно много едят, пьют, любят спать днем и ужасно храпят…»
На протяжении всей пьесы Раневская и Гаев переживают душевное потрясение, они «ничего не видят вокруг себя, ничего не понимают. Они — паразиты, лишенные силы снова присосаться к этой жизни». Гаев представляет заключительный этап эволюции таких героев Чехова, как Иванов, Иван Иванович.
Мы знаем, что конфликт с жизнью разрешится в пользу торжествующего Лопахина, «хищного зверя», по определению Пети Трофимова. Но в первом действии этот конфликт еще только начинается, мы еще сочувствуем владельцам сада, их сентиментальным воспоминаниям, их восторгу при встрече с «детством», родиной.
Лопахин — явная противоположность владельцам вишневого сада. Беспечности и непрактичности старых хозяев вишневого сада противопоставлены энергия и хозяйственная целеустремленность Лопахина. Он прямой потомок тех, «чьи лица глядят с каждого вишневого дерева в саду».
Лопахин — потомок крепостных, которые работали на Раневских. Он будет ликовать, купив имение. Но все это еще будет.
Пока же перед нами пасторальная провинция и назревающий конфликт.