Мотивы и образы лирики Н. С. Гумилева
Поэт Николай Степанович Гумилев. “Угрюмый и упрямый зодчий”. Удивителен, ярок, неповторим его творческий путь, трагична судьба. Две особенности определили, по сути, все его творчество. Он очень русский поэт самой революционной эпохи в жизни России.
Но как же можно говорить “русский” о поэте, которого почти сразу назвали иностранцем? А что касается революционной эпохи, то она сразу обернулась для поэта трагически: в 1921 г. Гумилев был расстрелян.
Слава пришла к Гумилеву задолго до смерти, его узнали как автора нескольких книг,
Мотивы и образы лирики Н. С. Гумилева разнообразны. Стихи его первых сборников -“песни битв”. Так появилось самое главное начало, характеризующее романтизм Гумилева, – начало действенности позиции героя, активности, неприятие серости, обыденности существования, воли.
Это начало уже никогда не уйдет из его поэзии.
В 1902 г. в “Тифлисском листке” появилось первое стихотворение гимназиста Гумилева “Я в лес бежал из городов…”:
Я в лес бежал из городов,
В пустыню от людей бежал…
Теперь молиться я готов,
Рыдать, как прежде
Но бежал герой Гумилева не просто в лес из “неволи душных городов”. Романтический “лес” Гумилева – это особая условная страна, страна только его мечты. Такая, как в сборнике “Пути конквистадоров”. Конквистадор – это человек, открывающий новый, необычный, романтический мир:
И если нет полдневных слов звездам,
Тогда я сам мечту свою создам
И песней битв любовно зачарую.
Таков романтический герой Гумилева. Мечта героев Гумилева не просто бесплотность и отвлеченность, это не только отлет от настоящего, но и полет в будущее. “Людям настоящего”, обреченным “быть тяжелыми каменьями для грядущих поколений”, противостоит обращение к “людям будущего”:
Но вы не люди, вы живете,
Стрелой мечты вонзаясь в твердь.
Восток и больше всего Африка были мечтой поэта. Гумилев поэт в своих стихах об Африке, ярко, празднично воспринимая мир, оставаясь романтиком и мечтателем, был уже и профессионалом-исследователем. В поэме “Мик” рассказывается о бесстрашном мальчике, который еще маленьким был взят в плен.
В этой поэме утверждается право человека на независимость, право на борьбу. В поэме очень ярко показана природа Африки, ее экзотика.
С годами мир романтической поэзии Гумилева продолжал оставаться романтическим, но не современным. И он это ощущал:
И понял, что я заблудился навеки
В слепых переходах пространств и времен,
А где-то струятся родимые реки,
К которым мне путь навсегда запрещен.
Но Николай Гумилев – истинно русский поэт. К России обращены проникновенные строки лучшего сборника его стихов “Огненный столп” :
О Русь, волшебница суровая,
Повсюду ты свое возьмешь.
Бежать? Но разве любишь новое
Иль без тебя да проживешь?
Нет, не проживет поэт без России, потому что “…золотое сердце России мирно бьется в груди моей”. Русь действительно брала “свое”: в творчестве поэта появляются вот такие мотивы и образы: “Детство”, “Городок”, “Андрей Рублев”.
О расцвете родной земли, о расцвете родной страны мечтал поэт. В пору рождения нового мира Гумилев мучился ощущением рождения нового, “шестого” человеческого чувства и пытался сложить грандиозную картину бытия и осмыслить связь времен и пространств.
В современном читательском сознании Николай Гумилев таков, каким он представил себя в стихотворении “Мои читатели”:
Я не оскорбляю их неврастенией,
Не унижаю душевной теплотой,
Не надоедаю многозначительными намеками
На содержимое выеденного яйца,
Но когда вокруг свищут пули,
Когда волны ломают борта,
Я учу их, как не бояться,
Не бояться и делать, что надо.
Может быть, именно поэтому велико влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX в.