Пути правды в произведениях Достоевского
Пути правды в произведениях Достоевского
I. “Это вечное искание и называется жизнью” (Достоевский).
II. Борьба идей в романах Достоевского.
1. Мастерство писателя в изображении социальных контрастов.
2. “Всего себя в пользу всех” – этический идеал автора и воплощение его в философии разных героев (Раскольников и князь Мышкин).
3. Бунт Раскольникова и трагедия его личности.
4. “Его спасла Сонечкина любовь”.
5. Теория “практического христианства” князя Мышкина.
6. Крушение надежд князя на торжество
7. Изображение сущности жизни через фантастическое и исключительное, внимание к скрытым душевным движениям.
8. Безумие князя Мышкина как результат столкновения его с дисгармонией мира.
9. Отражение в художественной структуре романа катастрофичности мира: тревожная напряженность сюжета, пророческие сны, лихорадочные исповеди и кошмары, гротескные сцены, символические роковые сцены встречи, поединки идей, миражность, призрачность города, образы-двойники.
III. Критики о “предчувствии Достоевским будущих исканий человечества”.
- Проблема выбора пути в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” В напряженной и трагической реальности романа Достоевского, как шелуха, отброшены бытовые реалии нашего существования: должности, профессии, приятельства и неприязни. Автор не нагнетает “ужасы” – его самого страшит потерянность человека в мире: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Герои Достоевского как будто живут в безвоздушном пространстве первобытного вселенского хаоса, где все начинается с […]...
- ТЕМА ПАДЕНИЯ И ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (по роману “Идиот”) ТЕМА ПАДЕНИЯ И ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (по роману “Идиот”) Оригинальный, исключительный талант ставит Достоевского в ряд крупнейших писателей мира. “Гениальность Достоевского неоспорима, – писал Горький, – по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру”. Произведения писателя – замечательного художника слова – неизменно задевают за живое, учат состраданию, сердечности […]...
- Описание Петербурга в произведениях Достоевского Несколько слов об “идеологии” пространства Петербурга. Это один из примеров. Не случайно, сознаваясь Соне в своем преступлении, Раскольников говорит, что хотел проверить, сможет ли он переступить или нет. Выстраивается ряд: переступить порог – переступить черту дозволенного. Соня тоже переступила, это говорит сам Раскольников. Возможно, это их и единит. В образе Сони важно то, что в […]...
- Мерила правды и разума в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году был опубликован в журнале Русский вестник роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Появившееся произведение далеко не во всем соответствовало первоначальному замыслу автора. Начиная работать над романом, Достоевский хотел назвать его Пьяненькие и описать в нем судьбу современного ему маленького человека, образ которого сохранился в итоге под именем Семена […]...
- Идеальные герои Ф. М. Достоевского Ф. М. Достоевский, как и многие другие писатели, стремился изобразить идеального героя. Но идеал Достоевского – это центральный персонаж всего романа. Задача автора не только показать развитие характера главного героя, но и то, как его душа заставляет окружающих людей меняться. Впервые, главный герой романа идеален настолько, что его можно отождествить с самим Христом. Но Ф. […]...
- Образы романа “Идиот” Ф. М. Достоевского в интерпретации художника И. С. Глазунова Глубоко национальный русский писатель Федор Михайлович Достоевский обладал особой способностью видеть душу человека, постигать его психику, улавливать тончайшие оттенки внутренней жизни человека. Как художник-психолог Достоевский представлял собой редчайшее, исключительное явление. Ему была присуща поразительная чуткость к самым сокровенным и потаенным движениям души, способность проникать в самые отдаленные уголки сознания и чувства, наблюдать и анализировать тончайшие […]...
- ТЕМА ДЕРЕВНИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. А. АБРАМОВА (“Две зимы и три лета”, “Братья и сестры”, “Пути-перепутья”) – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс ТЕМА ДЕРЕВНИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. А. АБРАМОВА (“Две зимы и три лета”, “Братья и сестры”, “Пути-перепутья”) Вторая половина 50-х и 60-е годы XX века дали русской литературе о деревне большое количество подлинно художественных произведений: рассказов, повестей, романов, очерков о деревне. С. Залыгин, Б. Можаев, В. Белов, Ф. Абрамов, В. Шукшин, освещая события деревенской жизни, вторгались […]...
- Отражение сложного жизненного пути в творчестве Федора Достоевского Достоевского читает весь мир, впечатляющая сила его романов огромна, но все еще возникают споры: “принимать” или “не принимать” Достоевского? Спросите любую, самую небольшую группу читателей: “Любите ли вы Достоевского?”, и непременно голоса разделятся. Найдутся прямые поклонники и энтузиасты, которые скажут, что тут никаких трудностей нет. Другие начнут объяснять свою неполную любовь к писателю, хорошо сознавая, […]...
- ОТРАЖЕНИЕ СЛОЖНОГО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО Скажем только, что это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей, более или менее обязанных Гоголю направлением и характером, а потому и успехом своего таланта… В. Г. Белинский Достоевского читает весь мир, впечатляющая сила его романов огромна, но все еще возникают споры: “пршш-.. мать” или […]...
- Жанровые особенности романов Достоевского Понимание Достоевским сущности искусства было причиной создания особых форм реалистического творчества. Произведения Достоевского – свидетельство того, что он объединял в себе как писатель силу гениального психолога, интеллектуальную глубину мыслителя и страстность публициста. В произведениях писателя реалистические сцены страданий объединяются с философской символикой, публицистические газетные факты – с фантастикой, логические абстрагированные категории – с интуитивными элементами. […]...
- Краткая характеристика произведения “Идиот” Достоевского Ф. М Роман построен на контрасте между идеальными духовными ценностями и реальными отношениями людей, основанными на деньгах, расчете, предрассудках, страстях. В образе князя Мышкина “попытка изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия”, “изобразить вполне прекрасного человека”, по словам самого автора. Все поступки князя исходят из христианской морали: сострадания, прощения, милосердия. В рукописи Мышкин именуется иногда […]...
- Тема смирения и бунта в произведениях Достоевского В романе “Преступление и наказание” показан путь Раскольникова от бунта к смирению, который лежит через страдания. Проследим этот путь. Студент Родион Раскольников живет в крайней бедности. Он “замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен”. Это духовно богатая личность. Неоднократно мы убеждаемся в его чуткости и отзывчивости. Раскольников остро […]...
- Мерила добра в произведениях Ф. М. Достоевского Тема маленького человека впервые была затронута в творчестве А. С. Пушкина (Станционный смотритель), Н. В. Гоголя (Шинель), М. Ю. Лермонтова ( Герой нашего времени ). Имена героев произведений этих выдающихся писателей Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу. Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской […]...
- Образ князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского “Идиот” В основе романа “Идиот” лежит попытка изобразить тип человека, достигшего полной духовной и нравственной гармонии. В “Идиоте” Ф. М. Достоевский попытался собрать вместе всех представителей современного общества и показать, что, как бы ни отличались их идейные взгляды на происходящее, есть все же близкие черты и в положительных, и в отрицательных порывах. Вся эта общность связана […]...
- Петербург в произведениях Пушкина и Достоевского История русской литературы знает два Петербурга: символ величия России, столицу империи – с Дворцовой набережной, Дворцовой площадью, Исаакиевским собором, набережной Фонтанки. Но у всякого здания есть как парадный фасад, так и грязные задворки. И на этих задворках ютился совершенно иной Петербург – город доходных домов, где в клетушках с грязными темными лестницами и смердящих кабаках […]...
- Сочинение на тему: ПЕТЕРБУРГ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПУШКИНА И ДОСТОЕВСКОГО (ПЕТЕРБУРГ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПУШКИНА И ДОСТОЕВСКОГО) История русской литературы знает два Петербурга: символ величия России, столицу империи – с Дворцовой набережной, Дворцовой площадью, Исаакиевским собором, набережной Фонтанки. Но у всякого здания есть как парадный фасад, так и грязные задворки. И на этих задворках ютился совершенно иной Петербург – город доходных домов, где в клетушках с […]...
- Тема “маленького человека” в произведениях Ф. М. Достоевского Достоевский Ф. М Тема “маленького человека” в произведениях Ф. М. Достоевского Тема “маленького человека” впервые была затронута в творчестве А. С. Пушкина (“Станционный смотритель”), Н. В. Гоголя (“Шинель”), М. Ю. Лермонтова (“Герой нашего времени”). Имена героев произведений этих выдающихся писателей – Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч – стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу. Ф. М. […]...
- Сочинение на тему: “Смысл названия романа Ф. М. Достоевского “Идиот” Роман “Идиот” – одно из величайших творений Ф. М. Достоевского. Разрабатывая сюжет этого романа, Достоевский отмечал: “Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Прекрасное есть идеал, а идеал… еще далеко не выработался. На свете есть только одно положительно прекрасное лицо – Христос, так что явление […]...
- Философские искания в произведениях Ф. М. Достоевского Очень часто Ф. Достоевского называют психологом. Но сам писатель отказывался от подобного титула. В своей записной книжке он писал: “Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, т. е. изображаю все глубины души человеческой”. Задачу настоящего писателя-реалиста Ф. Достоевский видел в том, чтобы исследовать человеческую душу до самых потаенных глубин, до самого дна. […]...
- В каких произведениях русской классики изображается судьба маленького человека, и в чем эти произведения созвучны роману Ф. М. Достоевского? Тема униженных и оскорбленных – одна из центральных во многих произведениях русской классики. Так, Н. В. Гоголь в повести “Шинель” изображает судьбу Акакия Акакиевича Башмачкина, такого же “маленького человека”, как и персонаж Ф. М. Достоевского. На мой взгляд, эти герои очень похожи друг на друга: оба имеют низкие чины, всю жизнь прожили в нищете, позоре […]...
- В чем смысл финала романа Ф. М. Достоевского “Идиот”? Среди произведений Достоевского, созданных в шестидесятые годы, важное место занимает роман “Идиот”. Достоевский работал над ним заграницей (в Швейцарии и Италии), откуда с волнением следил за происходящим в России. Писатель предугадывал трагедию современного человека и полагал, что она в полной мере раскроется в России, стране крайностей и противоречий. Атмосферу всеобщего кризиса и распада Достоевский передал […]...
- Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Достоевского Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу […]...
- Женские образы в произведениях Ф. М. Достоевского В романах Достоевского мы видим множество женщин. Женщины эти – разные. С “Бедных людей” начинается в творчестве Достоевского тема судьбы женщины. Чаще всего необеспеченной материально, а потому беззащитной. Многие женщины Достоевского унижены (Александра Михайловна, у которой жила Неточка Незванова, мать Неточки). И сами женщины не всегда чутки по отношению к другим: несколько эгоистична Варя, бессознательно […]...
- Сочинение на тему: Свобода и вседозволенность (ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО) (ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО) Очень часто Ф. Достоевского называют психологом. Но сам писатель отказывался от подобного титула. В своей записной книжке он писал: “Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, т. е. изображаю все глубины души человеческой”. Задачу настоящего писателя-реалиста Ф. Достоевский видел в том, чтобы исследовать человеческую душу […]...
- ТЕМА “МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА” В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (вариант 2) Тема “маленького человека” явилась про- должением традиций ПушкинА и Гоголя, “Станционного смотрителя” и “Шинели”. “Бедные люди” Достоевского показывают то- го же “маленького человека”. Признание это произведение получило за- долго до того, как было опубликовано. В 1845 го- ду Достоевский решил прочитать только что законченный роман Григоровичу. Восхищен- ный Григорович показал рукопись Некрасову, тогда начинающему поэту. […]...
- Страсти и пороки в романе Ф. М. Достоевского “Идиот” Роман “Идиот” – одна из вершин творчества Достоевского и мировой литературы в целом. Но долгое время этот роман был вне поля зрения читателей. Это, возможно, было вызвано тем, что многие проблемы, поставленные в романе, как нам казалось, были далеки от нас, да и личность главного героя, князя Мышкина, была непонятной. В последние годы интерес к […]...
- Образ “вечной Сонечки” в произведениях Ф. Достоевского, Т. Толстой и Л. Улицкой Любое художественное произведение насыщено литературными персонажами. Автор создает образ конкретного человека из слов, описывающих его внешние данные и внутренний мир. После осмысливания этого образа у читателя формируется какая-то определенная картина, связанная с героем литературного произведения, идея, которую хотел передать автор. В разных произведениях отдельных писателей этот образ может неоднократно повторяться, то есть как бы “проскальзывать”. […]...
- Проблема “маленького человека” в произведениях Ф. М. Достоевского Тема “маленького человека” является одной из сквозных тем русской литературы, к которой постоянно обращались писатели. Первым ее затронул А. С. Пушкина в повести “Станционный смотритель” и поэме “Медный всадник”. Продолжателями этой темы явились Н. В. Гоголь, создавший в “Шинели” бессмертный образ Акакия Акакиевича, М. Ю. Лермонтов, противопоставивший Печорину доброго штабс-капитана Максима Максимыча. С этой темой […]...
- Причины падения и духовного возрождения человека в произведениях Достоевского Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу […]...
- Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману “Преступление и наказание” или “Идиот”) Тема падения и духовного возрождения – важнейшая в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Необходимо сразу же отметить, что “падение” главного героя начинается в тот момент, когда рождается его теория, согласно которой у человека есть обоснованное право убить другого человека. Основания этой теории лежат в идее о разделении людей на тех, “кто право имеет”, […]...
- Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского “Идиот” “По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых Достоевским, этот писатель стоит у нас совершенно особняком. Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленных исканий человечества”- так писал о Ф. М. Достоевском М. Е. […]...
- ТЕМА “МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА” В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (вариант 1) Тема “маленького человека” впервые была затронута в творчестве А. С. ПушкинА (“Стан- ционный смотритель”), Н. В. Гоголя (“Шинель”), М. Ю. Лермонтова (“Герой нашего времени”). Имена героев произведений этих выдающихся писателей – Самсон Вырин, Акакий Акакие- _вич, Максим Максимыч – стали нарицатель- ными, а тема прочно вошла в литературу. Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем […]...
- Философия вины в произведениях Достоевского В развитие реализма в европейской литературе XIX века параллельно другим “переломным” процессам в общественном сознании. В науке, в соответствии с позитивистскими принципами, оперирование абстрактными сущностями уступило место выявлению материальной первоосновы ранее загадочных явлений, связанных как с человеческой психикой, так и с функционированием общества. Это было время, в частности, интенсивного развития психологии, на базе чего и […]...
- Нравственный идеал в произведениях Достоевского (“Преступление и наказание”) В романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – “твари дрожащие” и “право имеющие”, находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой […]...
- Рюриков Б. Ю. РОМАН Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО О ПРЕКРАСНОМ ЧЕЛОВЕКЕ РОМАН Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО О ПРЕКРАСНОМ ЧЕЛОВЕКЕ “Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из нее сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю ее, – писал Достоевский Д. Н. Майкову 31 декабря 1867 года. – Идея эта – изобразить вполне […]...
- Начало творческого пути Федора Михайловича Достоевского После окончания училища в августе 1843 года Достоевский зачислен в Инженерный департамент, но через год он уходит в отставку, приняв твердое решение посвятить себя полностью литературному творчеству. Зимой 1844 года начинается работа над “Бедными людьми” (1845), принесшими славу писателю. Это роман из писем о любви государственного чиновника Макара Девушкина и девушки из бедной семьи Вареньки […]...
- Гордый человек в произведениях Ф. М. Достоевского Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский Федор Михайлович Достоевский считал, что каждому человеку присуще творить. Пока он будет жить, он будет творить, выражать себя. И он жил в борьбе мнений и […]...
- Роль природы в произведениях русских писателей XIX века (по роману Ф. М. Достоевского “Униженные и оскорбленные”) Тучи, как волосы, встали дыбом Над дымной, бледной Невой. Б. Пастернак Природа всегда играет важную роль в художественных произведениях. Она помогает писателю передать состояние души героя, подчеркнуть различными состояниями природы, плохое либо хорошее действие предстоит совершить герою. Наши предки были язычниками, и потому, наверное, у русских писателей такое большое место в произведениях занимает описание природы. […]...
- Персонажи романа Ф. М. Достоевского “Идиот” Виды Персонажи романа Ф. М. Достоевского “Идиот” Персонажи романа Ф. М. Достоевского “Идиот” Князь Лев Николаевич Мышкин – русский дворянин, лечившийся 4 года в Швейцарии от эпилепсии. Белокурый с голубыми глазами, ростом чуть выше среднего. Чистый душой и помыслами, чрезвычайно умный своею природой, он не может быть иначе назван в обществе, как не Идиот. “Настасья […]...
- Случайности на пути Раскольникова к убийству (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский достигает вершины своего таланта. Он с величайшим мастерством изображает перед читателями душевный мир запутавшегося в своих мыслях и сомнениях человека – Родиона Раскольникова. Убийца – такой приговор выносит справедливое общество главному герою. Да, автор соглашается, его герой убийца. Но этим определением не исчерпывается характеристика образа. потому что […]...