В чем смысл финала романа Ф. М. Достоевского “Идиот”?
Среди произведений Достоевского, созданных в шестидесятые годы, важное место занимает роман “Идиот”. Достоевский работал над ним заграницей (в Швейцарии и Италии), откуда с волнением следил за происходящим в России. Писатель предугадывал трагедию современного человека и полагал, что она в полной мере раскроется в России, стране крайностей и противоречий.
Атмосферу всеобщего кризиса и распада Достоевский передал через историю “случайного семейства” и князя Мышкина, того самого идиота, в честь которого и был назван роман. Достоевский
Признавая, что “на свете есть только одно положительно прекрасное лицо – Христос”, Достоевский попытался воплотить его черты в земном человеке. Таким в романе “Идиот” должен был стать князь Лев Николаевич Мышкин, в образе которого писатель намеревался воссоздать свое представление об идеальном человеке. Этот человек должен быть в чем-то сродни Христу, то есть не только богом, но и совершенной во всех отношениях личностью. Человек добрый, наивный
Он убежден, что “сострадание есть главнейший и может быть единственный закон бытия всего человечества”. В своем герое писатель подчеркивает прежде всего его веру в то, что каждый человек носит в душе светлое начало. Мышкин преисполнен любви к окружающим и стремится найти путь к гармонии.
Финал романа “Идиот” – размышление писателя о Добре и Красоте в страшном мире наживы, безбожия, разгула эгоистических страстей. В центре внимания – судьба Настасьи Филипповны и Мышкина. Героиней, которая объединяет эти два образа, становится Аглая. Сравнивая портреты Аглаи и Настасьи Филипповны, сделанные художником И. С. Глазуновым, можно заметить разницу в трактовке героинь.
Образ Аглаи кажется более земным, а портрет Настасьи Филипповны – это образ-символ.
Чем близка Мышкину Аглая? Как это пытается угадать Настасья Филипповна? В письмах Настасьи Филипповны к Аглае она признается в любви. Но оговаривается, что “вы и он (Мышкин) для меня одно”.
Она пишет: “Вы невинны. И в вашей невинности все совершенство ваше”. Настасья Филипповна называет Аглаю “светлым духом”, ангелом: “Ангел не может ненавидеть.
Не может и не любить”. Вот почему образ Аглаи и князя Мышкина сливаются для Настасьи Филипповны в единое целое: их объединяет невинность. Но Настасья Филипповна предчувствует, что может произойти, если она ошибется в Аглае: “Вы одни можете любить без эгоизма.
Вы одни можете любить не для себя одной, а для того, кого вы любите. О, как горько было бы узнать, что вы чувствуете из-за меня стыд и гнев! Тут ваша гибель: вы разом являетесь со мной…”
Идиллия во время свидания разрушается, когда Аглая говорит Мышкину о Настасье Филипповне с ненавистью: “Князь выскочил и в испуге смотрел на внезапную ярость Аглаи; и вдруг как бы туман упал перед ним. Вы можете так чувствовать… это неправда, – бормотал он. Это правда!
Правда! – вскричала Аглая, почти не помня себя”. С этого времени князь Мышкин, предчувствуя трагическую развязку, все больше стремится уйти от действительности и все чаще напоминает беспочвенного мечтателя.
Мышкин обращается к высшему свету. Напоминая всем об ответственности за Россию, он призывает любить жизнь, уверяет, что она прекрасна. Известно, что Достоевский наделил главного героя романа своей болезнью, которую называл “священной”, и предавал ей особое значение.
Важно, как описывает ее сам Достоевский в романе “Идиот”. За несколько секунд до припадка ум, сердце озарялись необыкновенным светом, все сомнения, все беспокойства как бы умиротворялись разом, разрешались в какое-то высшее спокойствие, полное ясной горманичной радости и надежды, полное разума и окончательной причины. И хотя последствием этих высочайших минут были страшные страдания, а затем – отупение, душевный мрак, идиотизм, этот момент сам по себе стоил всей жизни. Припадок Мышкина символизирует высокую цену, которую нужно заплатить за приобщение к высшей гармонии.
Дважды с Мышкиным случается припадок, и каждый раз припадок – предвестник грядущей катастрофы.
За вторым приступом героя последует встреча двух героинь: Настасьи Филипповны и Аглаи, в которых воплотилась Красота униженная и Красота невинная. В соперничестве героинь торжествует гордыня, и любовь превращается в ненависть. Аглая ненавидит князя за то, что тот не может вынести “отчайного безумного лица” Настасьи Филипповны.
Но и Настасья Филипповна понимает: жалость князя – не любовь и любовью никогда не была. Героиня убегает с Рогожиным, идя навстречу смерти. Сбываются пророчества ее и Мышкина: в итоге Рогожин убивает Настасью Филлиповну.
Символический смысл финальной сцены заключается в том, что Мышкин и Рогожин вновь встречаются. Рогожин подводит князя к смертному ложу Настасьи Филипповны. Над телом убитой эти герои подобны сообщникам: оба убили ее своей любовью.
Божественное и человеческое в Мышкине гаснет, он становится настоящим идиотом.
Можно сказать, что в финале торжествует безумие эгоистического мира. Темное, демоническое начало вытесняет свет из жизни. Мышкин, “Князь Христос”, Добро и Красота гибнут в этом страшном мире.
Таково апокалипсическое видение мира Достоевского.
Финал романа нельзя назвать пессимистичным. Князь Мышкин заронил в сердца людей семена добра, его духовная смерть пробудила их к жизни. Достоевский дает современникам веру в идеал, который, как бы далеко он не отставал от действительности, необходим человеку.
Если не будет стремления к идеалу, мир погибнет.