Публицистика М. Ю. Горького

В цикле статей “Несвоевременные мысли”, написанных и опубликованных в 1917-1918 годах, Горький осмыслял три проблемы: пути революции, жизнь народа в условиях завоеванной свободы, судьба культуры. Он критиковал В. И. Ленина, диктатуру большевиков, считал, что еще не наступило время для реформ. В статье “Нельзя молчать!” Горький выступил против готовящегося октябрьского восстания: “На улицу выползет неорганизованная толпа, плохо понимающая, чего она хочет, и, прикрываясь ею, авантюристы, воры, профессиональные убийцы начнут “творить

историю русской революции”.

Одним словом – повторится та кровавая, бессмысленная бойня, которую мы уже видели и которая подорвала во всей стране моральное значение революции, пошатнула ее культурный смысл.
Весьма вероятно, что на сей раз события примут еще более кровавый и погромный характер, нанесут еще более тяжкий удар революции…”
Публицистика Горького наполнена надеждами, верой и сомнениями. В “Несвоевременных мыслях” отражаются раздумья писателя, попытка ответить на мучившие его вопросы – о смысле русской революции, о роли интеллигенции в революции… Горький считал,

что революция обернулась анархией, насилием, угрозой для культуры (“Граждане!

Культура в опасности!”): “Если революция не способна тотчас же развить в стране напряженное культурное строительство… тогда революция бесплодна, не имеет смысла, а мы – народ, неспособный к жизни”.
7 (20) ноября 1917 года в статье “К демократии” Горький писал: “Ленин, Троцкий и сопутствующие им уже отравились гнилым ядом власти, о чем свидетельствует их позорное отношение к свободе слова, личности и ко всей сумме тех прав, за торжество которых боролась демократия.
Слепые фанатики и бессовестные авантюристы сломя голову мчатся якобы по пути “социальной революции” – на самом деле это путь к анархии, к гибели пролетариата и революции.
На этом пути В. И. Ленин и соратники его считают возможным совершать все преступления, вроде бойни под Петербургом, разгрома Москвы, уничтожения свободы слова, бессмысленных арестов – все мерзости, которые делали Плеве и Столыпин”.
Трагедией для страны, по мнению М. Горького, станет подмена, а затем и вытеснение культуры политикой. Страстная патетика писателя была направлена на то, чтобы сместить революцию из сферы политического прожектерства на основе “теории” в область социального и культурного строительства. Он боялся, что она даст “полный простор всем дурным и зверским инстинктам” и отбросит от себя “все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны”.

Спасти все и всех может культура: “Революция – судорога, за которою должно следовать медленное и планомерное движение к цели, поставленной актом революции”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Публицистика М. Ю. Горького