Революционный романтизм М. Горького
Конец 90-х годов XIX века был отмечен появлением трех томов “Очерков и рассказов” молодого писателя Максима Горького. “Большой и оригинальный талант”, – таково было общее суждение о новом писателе и его книгах.
Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких рассказах, как “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, в революционных песнях. Герои этих рассказов
Такой герой должен был “усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее”.
Центральным образом романтических произведений Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. В рассказе “Старуха Изергиль”, написанном в 1895 году, таким является образ Данко, в который Горький вложил гуманистическую идею о человеке, который все силы отдает служению народу. Данко
Герой любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака. “Что сделаю я для людей?!” – и он разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце. Освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена. “Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо.
А потом упал и умер”. Умирает Данко, гаснет
Его смелое сердце, но образ юного героя жив. “В жизни всегда есть место подвигу”, – говорит старуха Изергиль.
Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую “Песню о Соколе”, написанную в 1895 году. Сокол – олицетворение борца за народное счастье: “О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам моей груди и… захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!..” Сокол презирает смерть, он храбр и беспощаден к врагу.
В образе Сокола Горький воспевает “безумство храбрых”. “Безумство, храбрость – вот мудрость жизни! О, смелый Сокол. В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время – и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”
В 1901 году Горький написал “Песню о Буревестнике”, в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие грядущей революции. Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: “Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы: “Пусть сильнее грянет буря!”
Буревестник – воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, которые боятся бури: “Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем”. Революционный пафос произведения был понят однозначно, и журнал “Жизнь”, в котором оно было напечатано, был закрыт.
Современник Горького А. Богданович писал: “От большинства очерков Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и отверженности”.