Образ народа в ранних рассказах М. Горького
Народ – сердце страны; стоит только
Затронуть его, чтобы обнаружить сокровища
Бескорыстия, безропотности, мужества.
А. Ламартин
Горький вступил на писательский путь в то время, когда социал-демократия, по выражению Ленина, переживала процесс “утробного развития”. Прежде чем вступить в литературу, Горький прошел многотрудную, но плодотворную школу жизни, вольные “университеты” передовой мысли и общественно-политической деятельности.
Многообразные наблюдения над жизнью народных масс при капитализме показали
В рассказах о народе Горький изображает не только общественное зло, гнет прошлого, вековечные страдания, тьму жизни, уродование человека, но и побеги
Большое место в ранних произведениях Горького занимают рассказы о “босяках”, людях, выброшенных жизнью. Босяки и бродяги привлекали Горького как носители свободолюбия, стихийного народного протеста, исканий лучшего порядка жизни. Рассказы о босяках были одним из сильных и действенных средств обличения уродства капиталистического строя. Герои этих рассказов обладают разнообразными, ярко выраженными характерами.
В эпоху пробуждения масс человек из народа рисуется Горьким не как “маленький” человек”, он вырастает у Горького в большого человека со сложной внутренней жизнью. Это человек, задумавшийся над большими вопросами жизни, жаждущий понять причины общественного зла, охваченный протестом против несправедливого порядка, мечтой об иной лучшей жизни. Таким изображен в его рассказе Коновалов. Незаурядная, талантливая личность Коновалов, таящий в себе огромную энергию, все же гибнет, так как в окружающей действительности не находит той точки, к которой он мог бы приложить свои силы, неистощимое желание творчества.
Человек старого мира побеждает во внутренней борьбе рождающегося человека новой эпохи. Еще полнее и глубже раскрывает Горький психологию человека из народа, не находящего применения своим силам и не имеющего ответа на свои духовные запросы.
В рассказе “Супруги Орловы” Григорий Орлов – человек с “беспокойством в сердце”, не удовлетворяющийся малым, смутно жаждущий иной жизни, не только для себя, но и для других людей. Сначала он с увлечением работает в холерном бараке. Ho ему все более кажется, что вся жизнь подавленных, бедных людей нуждается в каком-то радикальном лечении. Путей к перестройке ее он не находит.
Его социальный протест выливается в бессмысленное бунтарство. Горький показал, что даже у людей, замордованных подневольным трудом, вечно живо чувство прекрасного.
В рассказе “Двадцать шесть и одна” описывается тяжелый труд в крендельной. Двадцать шесть человек, грязных и измученных, ненавидящих свой труд у печи, оживают с появлением шестнадцатилетней горничной Тани. Она, как солнечный луч, разгоняет тьму подвала, являясь олицетворением прекрасного и светлого.
Горьким был показан трудовой коллектив в своих эстетических чувствах, объединяющих людей в единое целое.
Образ народа в ранних произведениях Горького внушает веру в безграничные возможности, заключенные в народной массе и способные раскрыться в условиях свободной жизни. Горьковский человек из народа, в условиях новой эпохи пролетарской борьбы, освобождается от страха перед жизнью, перед гнетущими его силами, он осознает, что его страдания не беспросветны, у него разгорается протест, жажда свободы и борьбы, он гордо поднимает голову и оглядывает окружающий мир, хозяином которого он готовится стать.