Краткое содержание цикла статей Горького “Несвоевременные мысли”

Книга состоит из коротких заметок М. Горького, печатавшихся в петроградской газете “Новая жизнь” с 1 мая 1917 по 16 июня 1918 г.

“Русский народ обвенчался со Свободой”. Но этот народ должен скинуть многовековой гнет полицейского режима. Автор отмечает, что политическая победа – только начало. Только всенародное и демократизированное знание как орудие межклассовой борьбы и развитие культуры поможет россиянам одержать полную победу.

Многомиллионный обыватель же, политически безграмотный и социально невоспитанный, опасен. “Организация

творческих сил страны необходима для нас, как хлеб и воздух”. Творческая сила – человек, его оружие – духовность и культурность.

Угасание духа обнаружила война: Россия немощна перед лицом культурного и организованного врага. Люди, кричавшие о спасении Европы от ложных оков цивилизации духом истинной культуры, быстро смолкли:

“Дух истинной культуры” оказался смрадом всяческого невежества, отвратительного эгоизма, гнилой лени и беззаботности.

“Если русский народ не способен отказаться от грубейших насилий над человеком – у него нет свободы”. Коренными врагами

россиян автор считает глупость и жестокость. Нужно воспитать в себе чувство брезгливости к убийству:

Убийство и насилие – аргументы деспотизма, … убить человека не значит… убить идею.

Говорить правду – искусство труднейшее из всех. Она неудобна для обывателя и неприемлема для него. Горький рассуждает о зверствах войны. Война – бессмысленное истребление людей и плодородных земель.

Искусство и наука изнасилованы милитаризмом. Несмотря на разговоры о братстве и единстве интересов человечества, мир погрузился в кровавый хаос. Автор отмечает, что в этом виновны все и каждый.

Сколько полезного для развития государства смогли бы сделать убитые на войне, работая на благо страны.

Но мы истребляем миллионы жизней и огромные запасы трудовой энергии на убийство и разрушение.

Только культура, по мнению Горького, спасет россиян от их главного врага – глупости. После революции пролетариат получил возможность творчества, но пока оно ограничивается “водяными” фельетонами декретных комиссаров. Именно в пролетариате автор видит мечту о торжестве справедливости, разума, красоты, “о победе человека над зверем и скотом”.

Главнейшим проводником культуры является книга. Однако ценнейшие библиотеки уничтожаются, книгопечатание почти прекращено.

От одного из поборников монархизма автор узнает, что и после революции царит бесправие: аресты совершаются по щучьему велению, к заключенным относятся жестоко. Чиновник старого режима, кадет или октябрист, становится для нынешнего режима врагом, и отношение “по человечеству” к нему самое гнусное.

После революции стало много мародерства: толпы опустошают целые погреба, вино из которых можно было продать в Швецию и обеспечить страну необходимым – мануфактурой, машинами, лекарствами. “Это русский бунт без социалистов по духу, без участия социалистической психологии”.

По мнению автора, большевизм не осуществит чаяний некультурных масс, пролетариат не победил. Захват банков не дает людям хлеба – лютует голод. В тюрьмах вновь сидят невиновные, “революция не несет признаков духовного возрождения человека”.

Говорят, что сначала надо взять в свои руки власть. Но автор возражает:

Нет яда более подлого, чем власть над людьми, мы должны помнить это, дабы власть не отравила нас…

Культура, в первую очередь европейская, может помочь ошалевшему россиянину сделаться человечнее, научить мыслить, ведь даже для многих грамотных людей не видно разницы между критикой и клеветой.

Свобода слова, дорогу которой проложила революция, пока что становится свободой клеветы. В прессе поднят вопрос: “Кто виноват в разрухе России?” Каждый из спорщиков искренне убежден, что виноваты его противники. Именно теперь, в эти трагически дни, следует помнить о том, как слабо развито в русском народе чувство личной ответственности и как “привыкли мы карать за свои грехи наших соседей”.

В крови русского народа до сих пор жива рабская кровь татаро-монгольского ига и крепостничества. Но теперь “болезнь вышла наружу”, и россияне будут расплачиваться за свою пассивность и азиатскую косность. Только культура и духовное очищение помогут им излечиться.

Самый грешный и грязный народ на земле, бестолковый в добре и зле, опоенный водкой, изуродованный цинизмом насилия… и, в то же время, непонятно добродушный, – в конце всего – это талантливый народ.

Нужно научить людей любить Родину, пробудить в мужике желание учиться. Истинная суть культуры – в отвращении ко всему грязному, лживому, что “унижает человека и заставляет его страдать”.

Горький осуждает деспотизм Ленина и Троцкого: они прогнили от власти. При них нет свободы слова, как и при Столыпине. Народ для Ленина как руда, из которой есть шанс “отлить социализм”. Он узнал по книжкам, чем можно поднять народ, хотя и не знал народа никогда.

Вождь вел к гибели и революцию, и рабочих. Революция же должна открыть для России демократию, должно уйти насилие – дух и прием касты.

Для раба наибольшая радость видеть своего владыку поверженным, т. к. он не знает радости, более достойной человека – радости “быть свободным от чувства вражды к ближнему”. Она будет познана – не стоит жить, если нет веры в братство людей и уверенности в победе любви. В качестве примера автор приводит Христа – бессмертную идею милосердия и человечности.

Правительство может поставить себе в заслугу то, что самооценка русского человека повышается: моряки кричат, что за каждую их голову они будут снимать не сотни, а тысячи голов богачей. Для Горького это крик трусливых и разнузданных зверей:

Разумеется, убить проще, чем убедить.

О том, чтобы русский народ стал лучше, заботились мало. Горло печати зажато “новой властью”, но пресса в состоянии сделать озлобление не столь отвратительным, ведь “народ учится у нас злобе и ненависти”.

Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения.

В мире оценка человеку дается просто: любит ли, умеет ли он работать? “Если так – вы человек, необходимый миру”. А так как россияне работать не любят и не умеют, и западноевропейский мир это знает, “то – нам будет очень худо, хуже, чем мы ожидаем…” Революция дала простор дурным инстинктам, и, в то же время, отбросила от себя “все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны”.

Автор считает, что женщина обаянием любви может превратить мужчин в людей, в детей. Для Горького дикость, что женщина-мать, источник всего хорошего вопреки разрушению, требует перевешать всех большевиков и мужиков. Женщина – мать Христа и Иуды, Ивана Грозного и Макиавелли, гениев и преступников.

Русь не погибнет, если женщина вольет свет в этот кровавый хаос этих дней.

Сажают людей, принесших много пользы обществу. Сажают кадетов, а ведь их партия представляет интересы значительной части людей. Комиссарам из Смольного нет дела до судьбы русского народа: “В глазах своих вождей ты все еще не человек”.

Фраза “Мы выражаем волю народа” – украшение речи правительства, которое всегда стремится овладеть волею масс хоть штыком.

Равноправие евреев – одно из лучших достижений революции: наконец дали возможность работать людям, которые умеют это делать лучше. Евреи, к изумлению автора, обнаруживают больше любви к России, чем многие русские. И нападки на евреев из-за того, что единицы из них оказались большевиками, автор считает неразумными.

Честному русскому человеку приходиться чувствовать стыд “за русского головотяпа, который в трудный день жизни непременно ищет врага своего где-то вне себя, а не в бездне своей глупости”.

Горький возмущен долей солдат на войне: они гибнут, а офицеры получают ордена. Солдат – подстилка. Известны случаи братания русских и немецких солдат на фронте: видимо, здравый смысл подтолкнул их к этому.

Автор пишет, что в Обуховской больнице находятся более ста голодающих, 59 из них – моложе 30-ти лет. От голода умирают и выдающиеся люди России, которые много сделали для родины.

Для социально-эстетического воспитания масс Горький в сравнении с русской литературой считает более полезной европейскую – Ростана, Диккенса, Шекспира, а также греческих трагиков и французские комедии: “Я стою за этот репертуар потому, что – смею сказать – я знаю запросы духа рабочей массы”.

Автор говорит о необходимости объединения интеллектуальных сил опытной интеллигенции с силами молодой рабоче-крестьянской интеллигенции. Тогда возможно возродить духовные силы страны и оздоровить ее. Это путь к культуре и свободе, которые должны встать над политикой:

Политика, кто бы ее ни делал, всегда отвратительна. Ей всегда сопутствует ложь, клевета и насилие.

Ужас, глупость, безумие – от человека, как и сотворенное им прекрасное на земле. Горький взывает к человеку, к его вере в победу добрых начал над злыми. Человек грешен, но он искупает свои грехи и грязь невыносимыми страданиями.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткое содержание цикла статей Горького “Несвоевременные мысли”