ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ В ПЬЕСЕ “ЧАЙКА”



Антон Павлович Чехов в мировом литературном процессе занимает одинаково выдающееся место и как прозаик, и как драматург. Но как драматург он определился раньше. В восемнадцатилетнем возрасте Чехов начал работу над своей первой пьесой, которая не вышла в мир за жизнь автора.

Но большая работа Чехова-Драматурга началась значительно позднее, через восемнадцать лет, из “Чайки”, которую было завершено в 1896 году. Сам автор определял ее как работу непривычную, работу вопреки всем правилам драматургии. “Чайка” – комедия, сюжет которой состоит из лабиринта увлечений и страстей, выхода из него нет, ведь нет выхода из ряда противоречивых человеческих чувств. Любовь в произведении – это печальные факты человеческих взаимоотношений, которые не имеют развития: учитель Медведенко любит Машу, Маша пылко влюбленная в Треплева, Треплев безнадежно страдает за Ниной, которая, в свою очередь, любит Тригорина. События двигаются мимо героев пьесы.

Безусловно, Треплев и Нина могли бы сложиться в замечательную пару и быть счастливыми. Но она любит Тригорина. Ус и эти нелогичные

взаимоотношения создают дисгармонию пьесы, которая из уникальной комедии-трагедии превращается в драму.

Драма “Чайка” пронизана атмосферой неблагополучия. Уний нет счастливых людей. Героям произведения не счастливит ни в большому, ни в наименьшему, все они неудачники. Атмосфера одинокости преследует каждого из героев.

Учитель Медведенко не может говорить ни о чем, кроме материального благосостояния, ведь это проблема всех учителей того времени: “Я получаю всего двадцать три рубля в месяц, да еще вычитают с меня в эмеритуру, а все же я не ношу траура”. Маша откровенно рассказывает всем, что она несчастная: “А у меня такое слышал-ство, как будто я родилась уже давным-давно; жизнь свою я тащу волокном, как бесконечный шлейф… И часто не бывает никакой охоты жить”.

Ведь из первых актов пьесы понятно, что в ее атмосфере властвует общее недовольство жизням. Люди весьма поглощены собственными бедами, и потому они не слышат одно одного. Атмосфера произведения – это атмосфера сплошной психологической глухоты.

И на фоне этой атмосферы – чайка-символ, который приобретает разные значения, по-разному живет в души молодых героев пьесы – Треплева и Нины. Нина после всех своих несчастий начала ощущать себя чайкой, которую от скуки подстрелил человек. Словом чайка она подписывала свои письма, когда потеряла веру в жизнь. Но Нина – человек сильный, человек, который умеет бороться и мечтать: “Я уже настоящая актриса, я играю с наслаждением, с восторгом, пьянею на сцене и чувствую себя прекрасной.

А теперь, пока я живую здесь, я все хожу пешком, все хожу и думаю, думаю и чувствую, как с каждым днем растут мои душевные силы…”.

Если Треплев к последней мытые в отчаянии: “…я все еще ношусь в хаосе грез и образов, не зная, для чего и ком это нужно. Я не верую и не знаю, в чем мое призвание”.

Герои “Чайки” не могут пробиться одно до одного, так как разговаривают лишь для себя:

“Аркадина. Как меня в Харькове принимали, батюшки мои, к сим порам глава кружится!

М а ш а. Тридцать четыре.

А р к а д и н а. Студенты овацию устроили… Три корзины, два венка и вот… (Снимает с грудь брошь и бросает на стол.)

Ш а м р а е в. Да, это вещь…

М а ш а. Пятьдесят!..

Д о р и. Ровно пятьдесят?

А р к а д и н а. На мне был удивительный туалет… Что-Что, а уж одеться я не дура.

П о л и н а А н д р е е в н а. Константина играет. Тоскует, бедный”.

Судьбы героев, несмотря на их внешние и внутренние расхождения, перекликаются, сливаются в едином звучании, из многих и отголосков вырастает единая судьба и единое для всех расположение духа. Возможно, именно это расположение духа привело к гибели Треплева. В пьесах Чехова приглушенные конфликты, отсутствующее четкое распределение героев на положительных и отрицательных. Зло в пьесе “Чайка” растворилось в будничной жизни героев, поэтому виновника всех неудач не найти.

Но самое главное, что в “Чайке” А. П. Чехов открыл новые возможности изображения характера. Он раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании жизненных противоречий. В произведении появился “подтекст”. Автор бросает свое зрение в будущее, а как и завершение человеческих судеб, у него нет…

В этом заключается вся суть чеховской драмы “Чайка”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ В ПЬЕСЕ “ЧАЙКА”