Метафора воды как отражение нравственного поиска героини в пьесе “Чайка”



Образ Чайки низменно сопутствует образ воды: у Чехова – озеро. Как указывается в энциклопедии “Мифы народов мира”, вода – одна из фундаментальных стихий мироздания. В самых различных языческих верованиях вода – первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса. Вода – это среда, агент и принцип всеобщего зачатия и порождения.

Вода как “влага” вообще, как простейший род жидкости выступил эквивалентом всех жизненных “соков” человека. С мотивом воды как первоначала соотносится значение

воды для акта омовения, возвращающего человека к исходной чистоте.

И ритуальное омовение – как бы второе рождение. В тоже время водная бездна или олицетворяющее эту бездны чудище – олицетворение опасности или метафора смерти. Соединение в мифологии воды мотивов рождения и плодородия с мотивами смерти находит отражение во встречающихся во многих фольклорных сюжетах различия живой и мертвой воды, животворящей небесной воды и нижней, земной соленой воды, непригодной для питья и орошения. Как бездна хаоса, вода – зона сопротивление власти бога – демиурга.

Наконец, являя собой начало всех вещей,

вода знаменует их финал, ибо с ней связан мотив потока.

В сознании любого человека вода ассоциируется с жизнью, с чем-то чистым, с омовением при крещении. Вероятно по этому нашу героиню – чайку так манит к себе вода. Но вода – стихия изменчивая, стихия, скрывающая в себе многие тайны.

Вода – это жизнь, в тоже время это и смерть, черная бездна, в которую так и тянет заглянуть, испытать судьбу, очутившись наедине с непредсказуемой стихией. Озеро в пьесе – это больше чем пейзаж, театральная декорация. “Отчего люди не летают? …” – говорит Катерина из “Грозы”. Героиня “Чайки” также собралась взлететь на крыльях любви, но обломала крылья. С чайкой сравнивает себя Чеховская Нина Заречная, с чайкой убитой равнодушной рукой.

Так встал образ вольной птицы в произведении русского драматурга, птицы, поднявшейся над бытом и погубленной физически и морально. Нина Заречная, появляясь впервые, говорит Треплеву: “…меня тянет сюда к озеру, как чайку…мое сердце полно воли…”. Нину тянет к воде, которая способна смыть, очистить грязь не только с тела, но и с души, дать новых сил, возродить духовно.

В финале героиня снова приходит к воде. Нина снова приходит к озеру, к Треплеву и снова – сбиваясь и путаясь в словах – сравнивает себя с чайкой: “Я – чайка”. В сущности, по наблюдениям З. С. Полярного, “действия пьесы развертываются между двумя приходами Нины – чайки к озеру”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Метафора воды как отражение нравственного поиска героини в пьесе “Чайка”