“Чайка”. Художественные особенности произведения. Значение новаторства драматурга



Цель: повторить, систематизировать и обобщить изученное; помочь ученикам выяснить художественные особенности произведения, значение новых театральных идей Чехова; развивать навыки анализа и синтеза литературных явлений, умение высказывать свою мысль, обосновываться ее примерами из текста и цитатами; воспитывать лучшие человеческие качества, эстетичный вкус, любовь к искусству.

Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: систематизация и обобщения изученного.

Ход урока

I. Мотивация

учебной деятельности

Учитель. “Когда я пишу, я целиком рассчитываю на читателя. Считая, что субъективные элементы, которых не хватает в рассказе, он добавит сам”,- писал а. чехов. Итак, драматург рассчитывает на активное “сотрудничество” с ним читателя и зрителя, верит, что зерна прекрасного, которые несет искусство, прорастут в наших душах добром и красотой.

Сегодня на уроке мы попробуем отыскать то, что задевает наши сердца в произведениях Чехова.

II. Объявление темы и цели урока

III. Систематизация и обобщения изученного

1. Определение черт импрессионизма в пьесе “Чайка” А. Чехова

Учитель.

Стержнем импрессионистического художественного видения является “культ впечатления” с присущей ему самоценностью непосредственных непостоянных ощущений. Художественный образ строится на недомолвках и намеках; зарисовкам присуща фрагментарность и этюдность; рассказ окрашен лирической стихией. (Треплев, например, создает впечатление “большого ребенка”, гадая на цветке, любит ли его мать; страдает среди именитых гостей матери и приписывает им то, о чем они, возможно, и не думали; о том, почему он “вышел из третьего курса университета при обстоятельствах, как это говорят, от редакции независимых”, можно лишь догадываться; и др.)

2. Проблемный вопрос

Какой из образов в пьесе является символическим и почему? (Чайки. Так называет себя одна из главных героинь пьесы. Убитую чайку приносит Нине Треплев, говоря, что так он убьет и себя.

Из чайки делают чучело, которое никому не нужно. Нина – та девушка, которая живет за озером, и кто-то приходит, чтобы разрушить ее жизнь,- об этом собирается писать Тригорин, он же осуществляет этот сюжет в жизни.)

3. Заполнение сравнительных таблиц

Учитель. А. П. Чехов писал: “Никаких сюжетов не нужно. В жизни нет сюжетов.

В ней все перемешано – глубокое с мелочным, величественное с убогим, трагическое со смешным”.

Давайте убедимся в этом, заполнив сравнительные таблицы, которые характеризуют героев пьесы.

Примечание. Ученики заполняют таблицы самостоятельно, учитель направляет их работу.

Глубокое и мелочное в характерах героев пьесы А. Чехова “Чайка”

4. Интерактивное упражнение “Мозговой штурм”

Определение характерных, новаторских черт драматургии Чехова.

(Ожидаемые ответы: “Отказ от традиционной драматургической структуры, основанной на столкновении и борьбе персонажей”, “Обращение основного внимания на внутренний мир героев, “внутреннее действие””, “Показ ключевых проблем человеческой жизни, которые скрыты за прозой будничного существования”, “Использование образов-символов; влияние импрессионизма”.)

5. Мини-викторина с цитатами из текста

Учитель. Определите, чей это портрет, кто это или о ком это:

? “человек умный, простой, немного, знаешь, меланхолический. Очень порядочный. Сорок лет ему будет еще не скоро, а он, уже знаменитый и сытый вдоволь… а относительно его писаний, то… как тебе сказать? мило, талантливо… но… после Толстого или Золя не захочешь читать…” (Треплев о Тригорине).

? “А я, брат, люблю литераторов. Когда-то я страстно хотел двух вещей: хотел жениться и хотел стать литератором, но не удалось ни то, ни другое”. (Сорин о себе)

? “Бесспорно, талантливая, умная, способная рыдать над книжкой, прочитает тебе всего Некрасова наизусть, за больными присматривает как ангел; но попробуй похвалить при ней Дузе! Ого-го! Необходимо хвалить только ее одну, необходимо писать о ней, кричать, восхищаться ее чрезвычайной игрой…” (Треплев о Аркадиной).

? “А в моей душе и в вашей нет общих точек единения. Я люблю вас, не могу от тоски сидеть дома, каждый день хожу пешком шесть верст сюда и шесть назад и встречаю самый лишь индиферентизм с вашей стороны. Это понятно. Я без средств, семья у меня большая…” (Медведенко о себе)

? “По-вашему, нет большего несчастья, как бедность, а, по-моему, в тысячу раз легче ходить в лохмотьях и попрошайничать, чем… тем не менее, вам не понять этого…” (Маша о себе).

– “Отец и его жена не пускают меня сюда. Говорят, что здесь богема… боятся, как бы я не пошла в актрисы… а меня тянет сюда к озеру, как чайку… мое сердце преисполнено вами”. (Нина Заречная о себе).

IV. Домашняя задача

Для всех: подготовиться к беседе по внеклассному чтению – прочитать пьесу А. Чехова “Вишневый сад”.

Индивидуальное: подготовить сообщение о сценической истории пьесы “Вишневый сад”

V. Итог урока

“Передай микрофон другу”

– Завершая тему, я хотел бы (хотела б) сказать об (подчеркнуть на)…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Чайка”. Художественные особенности произведения. Значение новаторства драматурга