Повести Михаила Петровича Погодина
Повести М. П. Погодина начинают появляться в печати с 1826 г., а в 1832 г. они выходят отдельным сборником в трех частях. Судьба Погодина – один из ярких примеров того, как реакции удавалось ломать и подчинять себе людей, начинавших свою деятельность в прогрессивном лагере. Сын крепостного крестьянина, талантливый русский человек, Погодин имел все данные для того, чтобы стать одним из передовых деятелей русской культуры.
Но этого не произошло.
Первые, и притом лучшие, по справедливой оценке В. Г. Белинского, повести Погодина предшествовали
В повести “Нищий” (опубл. 1832) Погодин вводит в литературу демократического героя. “Нищий” – повесть о крепостном крестьянине,
Кончил жизнь он нищим в Москве. Повесть Погодина по праву может быть отнесена к числу антикрепостнических произведений, хотя, рисуя крестьянина-мстителя, автор не поднимается до социальных обобщений.
Антидворянскую направленность мы находим и в повести “Как аукнется, так и откликнется” (1826). Погодин описывает, как помещики определили размеры крестьянского оброка путем вычитания минимума, потребного крестьянину для того, чтобы “дышать и работать”, из максимума, который он может выработать, “обливая потом и кровью землю”. Когда на сходке крестьяне выразили свое несогласие с такими расчетами, “под окошками в березняке послышался шум от ломаемых сучьев” и народ со словами “воля ваша” разошелся.
В повести “Черная немочь” (1829) Погодин рисует трагедию одаренного юноши из купеческой семьи, в котором пробудились идейные запросы и который попытался вырваться из затхлой атмосферы купеческого быта и стяжательских интересов. Домостроевские традиции оказались сильнее, и юноша, будучи не в силах бороться с ними, кончает жизнь самоубийством. Белинского не удовлетворило решение проблемы положительного героя в “Черной немочи”, но изображение в повести купеческого быта, нравов, характеров критик оценил высоко. Отметив типичные черты персонажей Погодина, Белинский обобщает: “…вся эта жизнь, подлая, гадкая, грязная, дикая, нечеловеческая, изображена в ужасающей верности” (I, 227).
Тем самым он признает реалистическую направленность повести. Погодин критически относится к изображаемой им жизни и видит в обществе социальное неравенство, от которого особенно страдает крепостной крестьянин, орошающий землю “кровавым потом”. Однако Погодин не становится на путь активного протеста и успокаивает себя и читателя рассуждением о том, что “всякое звание, очевидно, необходимо в обществе”. Демократизм Погодина был непоследовательным, что не позволило ему подняться до подлинного реализма.
Особенно заметны следы романтизма в образе героя “Черной немочи”, который дан как талантливый одиночка, живущий отличными от интересов “толпы” порывами и стремлениями, как романтически-исключительная личность.
Будущий историк, Погодин попробовал свои силы и в жанре исторической драматургии. Его драму “Марфа Посадница” (1830) высоко оценил Пушкин, увидевший в ней близость к своим драматургическим принципам.
На этом прекращается деятельность Погодина-беллетриста, и он целиком отдается исторической науке и журналистике. В то же время Погодин отходит и от своего раннего демократизма, сближаясь с идеологами “официальной народности”. Вместе с С. П. Шевыревым Погодин становится во главе реакционных профессоров Московского университета, начавших борьбу с прогрессивной группой профессуры, возглавляемой Т. Н. Грановским. Вместе с Шевыревым он с 1841 г. начинает издавать журнал в духе “официальной народности” и славянофильства – “Москвитянин”, который повел идейную борьбу против “Отечественных записок” и Белинского.
Тем не менее художественное творчество Погодина не может быть забыто в истории русской прозы, и Белинский отводит ему законное место в своей статье о русской повести.