“Мцыри” анализ поэмы Михаила Лермонтова

Кавказ своей первозданной красотой не раз привлекал русских поэтов, но, пожалуй, ярче всего проявилась тема красоты южной природы в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Побывав впервые в окрестностях Пятигорска в возрасте десяти лет, он навсегда был упоен величественной красотой горы Машук, у подножия которой и погиб, не дожив до полных 28 лет.

Когда в 1837 году Лермонтов путешествовал по Военно-Грузинской дороге, изучая местные сказания и легенды, в Мцхете он наткнулся на одинокого монаха, старого монастырского служку, “бэри” по-грузински.

Тот рассказал поэту свою историю о том, как когда-то, будучи горцем, в семилетнем возрасте был пленен русским генералом Ермоловым, но из-за болезни его оставили в стенах монастыря, где мальчик и вырос.

Сперва он не мог свыкнуться с жизнью в обители, неоднократно пытался бежать в горы, но едва не погиб во время одной такой попытки. Излечившись, он привязался к старику-монаху, да так и остался в монастыре, приняв сан.

Рассказ героя произвел огромное впечатление на Лермонтова: он решил написать об этом поэму, но первоначальное имя героя “бэри”, что означает “монах”, заменил на Мцыри – то

есть “неслужащий монах”. Однако это слово на грузинском означало еще и “пришелец”, “чужеземец”, одинокий человек, не имеющий родных и близких.

Так появилась романтическая поэма, главным героем которой стал юноша, не просто бросивший вызов своему прежнему существованию, но и расставшийся из-за этого с жизнью. Сюжет поэмы прост: пленный мальчик был воспитан в грузинском монастыре и уже готовится к посвящению в монахи. Но во время страшной бури он оказался за стенами своей вечной обители.

Три дня он пропадал, когда же его нашли на четвертый день слабым и почти умирающим и перенесли вновь в монастырь, он не смог жить по-прежнему и умер.

По сути, вся поэма представляет из себя исповедь, в которой мальчик рассказывает, что же происходило с ним в эти три дня. Однако назвать монолог Мцыри исповедью язык не поворачивается: страстный рассказ юноши совсем не проникнут чувством покаяния, и герой не намерен говорить о греховности своих помыслов и вымаливать за них прощение у всевышнего. Скорее, это больше напоминает проповедь, ведь защищая свое право на свободу и связанное с ней счастье, Мцыри отрицает основы религиозной морали: “кельи душные и молитвы”, “сумрачные стены”, в которых вырос герой – “душой дитя, судьбой – монах”.

Он понимает, что был лишен всего: отчизны, дома, друзей, родных – словом, того, что есть у обычных людей, выросших вне стен монастыря. Он бросил вызов судьбе и в грозовую ночь без содроганья отважился на побег. Мцыри бесстрашен и даже перед лицом смерти говорит:

Меня могила не страшит…

Такое бесстрашие рождено силой его желаний. Желание свободы подсказано гордой грядой кавказских гор, ведущих разговор с небом. Потребность “пройти в родимую страну” обострена одиночеством, желанием “хотя б на миг прижать пылающую грудь” к груди родной.

Три дня, проведенные Мцыри на воле, переродили его. За этот короткий отрезок жизни он познал и счастье любви, и цену человеческой жизни, и ощущение свободы. Теперь у него есть силы вступить в спор со стариком, пришедшим выслушать исповедь.

Очевидно, центральная часть поэмы должна была представлять некий спор: с одной стороны, смирение монаха, отказ от земных радостей и упование на мифическую другую жизнь, а с другой – жажда борьбы, стремление к свободе, протест против церковного рабства, мятеж против порядков, освященных именем Бога.

Только спора не получается, ведь говорит один Мцыри. Он постоянно обращается к своему собеседнику, призывает его отвечать на вопросы, но словно и не слушает его, ведь способен слышать в этот момент только то, что творится в его душе. Юноша настолько полон открытий, что не в силах выразить все чувства. Там, за стеной, мир открылся для Мцыри как сплетение испытаний.

Восторг объятья с грозой сменяется тишиной, в которой слышен и крик шакала, и шуршание змеи. Но герой лишен страха перед природой, ведь он в этот миг – сам часть природы.

Не случайно Кульминацией поэмы становится бой с барсом. Один против хищника, безоружный, Мцыри оказывается сильнее зверя, потому что им управляет не просто инстинкт самосохранения – встреча с барсом воодушевляет героя. Он отдает все свои силы, побеждает, но в душе признает силу поверженного зверя:

Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу! …

Возвращение в монастырь разрушает веру Мцыри в то, что он найдет путь к свободе и родине. Свои желания он называет “игрой мечты, болезнью ума”. А потеря веры зовет героя к смерти.

В этой идее и заключается трагизм авторского восприятия: Лермонтов был уверен, что герои, преданные свободе, гибнут в борьбе за нее, так как не могут без нее жить.

Это и является главным признаком романтического героя – без свободы он гибнет. Поэтому подобного романтического героя называют исключительным, а действует он, согласно все той же формуле Романтизма, в исключительных обстоятельствах. Исключительность проявляется и в том, что Мцыри перед смертью обвиняет только себя в невозможности добиться желанной свободы для себя. Но мысль о небесном рае, который он мог бы получить, если бы расстался со своей идеей, его не прельщает:

Увы! – за несколько минут Между крутых и темных скал Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность поменял…

Мцыри умирает безвестным, но не побежденным. Его имя, даже спустя полтора века, восхищает миллионы почитателей таланта Михаила Юрьевича Лермонтова.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Мцыри” анализ поэмы Михаила Лермонтова