Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Иртеньева Николеньки (Николая Петровича)



ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ

(Трилогия, 1851 – 1855)

Иртеньев Николенька (Николай Петрович) – главный герой, от лица которого ведется повествование. Дворянин, граф. Из знатной аристократической фамилии. Образ автобиографичен.

В трилогии показывается процесс внутреннего роста и становления личности Н., его взаимоотношения с окружающими людьми и миром, процесс постижения действительности и самого себя, поиск душевного равновесия и смысла жизни. Н. предстает перед читателем через свое восприятие разных людей, с которыми так или иначе

сталкивает его жизнь.

“Детство”. В повести Н. десять лет. Среди его доминирующих черт – застенчивость, доставляющая герою множество страданий, желание быть любимым и самоанализ.

Герой знает, что внешностью он не блещет и на него даже находят минуты отчаяния: ему кажется, “что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами”. Знакомство с героем происходит в момент его пробуждения, когда его будит гувернер Карл Иваныч. Уже здесь, в первой сцене повести, проявляется одна из главных черт толстовского письма – психологический анализ, знаменитая

“диалектика души”, о которой написал в статье, посвященной трилогии и военным рассказам Толстого, Н. Г. Чернышевский и которая получит развитие в будущих его сочинениях.

В повести происходит несколько больших (смерть матери, переезд в Москву и в деревню) и малых (день рождения бабушки, гости, игры, первые любовные и дружеские увлечения и пр.) событий, благодаря которым писателю удается глубже заглянуть в душу героя.

Прекрасно передавая детскую психологию, Толстой изображает маленького Н. остро воспринимающим не только окружающую природу, но и по-детски живо и непосредственно откликающимся на беды близких ему людей. Так, он сочувствует гувернеру Карлу Иванычу, которого решил уволить его отец. Толстой подробнейшим образом описывает душевные состояния героя. “После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, – но о чем они? они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждой на светлое счастие”.

Детство Н. – время максимальной жизненной полноты и гармонии, беззаботности и силы веры, невинной веселости и беспредельной потребности любви – рисуется писателем с чувством нескрываемого умиления.

“Отрочество”. Отрочество, по словам рассказчика, начинается для него со смерти матери. О нем он говорит как о “пустыне”, где редко находятся “минуты истинного теплого чувства, так ярко и постоянно освещавшего начало моей жизни”.

Взрослеющего Н. начинают посещать вопросы, дотоле его совершенно не волновавшие, – о жизни других людей. До сих пор мир вращался вокруг него одного, а теперь взгляд его постепенно начинает меняться. Импульсом к этому становится разговор с воспитывающейся вместе с Иртеньевыми дочерью подруги матери Мими Катенькой, которая говорит о разнице между ними: Иртеньевы богаты, они же с матерью бедны.

Героя теперь занимает, как же живут другие, “ежели они нисколько не заботятся о нас?., как и чем они живут, как воспитывают своих детей, учат ли их, пускают ли играть, как наказывают? и т. д.”. Для писателя чрезвычайно важен – и с психологической, и с нравственной точки зрения этот процесс постепенного размыкания индивидуалистической замкнутости на себе одном, хотя в повести он не оценивается им как грех, поскольку детский эгоизм, по его мнению, – явление, так сказать, природное, как, впрочем, и социальное – следствие воспитания в аристократических семьях. Усложняются отношения Н. и с другими людьми, прежде всего с родным братом Володей, который старше его всего лишь на год и несколько месяцев, но и этот разрыв кажется гораздо большим: брат неудержимо удаляется от Н., вызывая в нем горькое чувство утраты, ревность и постоянное желание заглянуть в его мир (сцена разгрома Н. коллекции украшений брата, которые он опрокидывает вместе со столом).

Резче и противоречивее становятся его приязни и неприязни (эпизод с гувернером St.-Jerom(oM), его самоощущение, подробно анализируемое автором. “Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще увеличивалась убеждением в моей уродливости. А я убежден, что ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не столько самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее”. Герой так описывает свой облик: “Я гораздо ниже ростом Володи, широкоплеч и мясист, по-прежнему дурен и по-прежнему мучусь этим, Я стараюсь казаться оригиналом.

Одно утешает меня: это то, что про меня папа сказал как-то, что у меня умная рожа, и я вполне верю в это”.

Именно в этот период “любимейшими и постояннейшими предметами” размышлений героя становятся “отвлеченные вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души…”. Толстой подчеркивает, что в решении их Н. постигает бессилие ума, попадает в безвыходный круг анализа своих мыслей, теряя вместе с тем силу воли, свежесть чувства и ясность рассудка (что впоследствии отразится на общей концепции личности писателя). В это же время завязывается и первая настоящая дружба Н. с Дмитрием Нехлюдовым, под влиянием которого Н. приходит к “восторженному обожанию идеала добродетели и убеждению в назначении человека постоянно совершенствоваться”.

“Ю н о с т ь”. Н. – почти семнадцать. Он неохотно готовится к университету.

Главное его увлечение – стремление к нравственному усовершенствованию, которое дает теперь пищу не только уму, пробуждая новые мысли, но и чувству, побуждая к деятельному его осуществлению. Герой, однако, трезво осознает резкое противоречие между замечательными планами нравственной деятельной жизни и теперешним ее “мелочным, запутанным и праздным порядком”. Мечтания пока заменяют реальность.

В основе их, как сообщает герой, четыре чувства: любовь к воображаемой женщине; любовь любви, то есть желание быть любимым; надежда на необыкновенное, тщеславное счастье и ожидание вследствие этого чего-то волшебно-счастливого; отвращение к себе и раскаяние, состоявшие в ненависти к прошедшему и страстном желании совершенства. Герой составляет жизненные правила и старается следовать им. Вся жизнь его в этот период проходит в череде падений и возрождений.

Герой поступает на математический факультет университета, отец дарит ему дрожки с лошадью, и он проходит первые искушения сознания собственной взрослости и самостоятельности, которые, однако, приводят к разочарованию. Читая романы (особенно летом) и сравнивая себя с их героями, Н. начинает стараться быть “как можно более comme il faut” (это понятие он называет “одним из самых пагубных, ложных понятий, привитых мне воспитанием и обществом”), то есть соответствовать ряду условий: отличное знание французского языка, особенно выговор, длинные и чистые ногти; “уменье кланяться, танцевать и разговаривать”; “равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной презрительной скуки” и т. д. Именно это понятие, как подчеркивает Толстой, – причина ложной предубежденности героя к другим людям, прежде всего к обучающимся вместе с ним студентам, которые не только не менее умны, чем он, но и знают гораздо больше, хотя далеко не соответствуют выбранным им критериям. Финал повести – провал Н. на экзамене по математике и отчисление из университета.

Герой снова решает писать правила жизни и никогда не делать ничего дурного.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Иртеньева Николеньки (Николая Петровича)