Помещики и “люди холопского звания” в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Помещики представлены в поэме глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия. Сатирически изобразил Некрасов паразитическую жизнь помещиков до реформы, когда “дышала грудь помещичья свободно и легко”.
Барин, владевший “крещеной собственностью”, был полновластным царьком в своей вотчине, где все ему “покорствовало”.
Ни в ком противоречия,
Кого хочу – помилую,
Кого
Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорот!..
Отмена крепостного права “ударила одним концом по барину, другим по мужику”. К новым условиям жизни барин приспособиться не может и не желает, – неизбежным становится запустение усадеб и разорение господ. Без всякого сожаления говорит поэт о том, как “по кирпичику” разбираются
Отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт-Оболдуев, Утятин – ” Последыш”.
Особенно выразителен в поэме образ князя Утятина. Этот барин “весь век чудил, дурил”. Жестоким деспотом-крепостником остается он и после 1861 года.
Совершенно не зная жизни крестьян, “Последыш” отдает нелепые распоряжения по вотчине, приказывает на “вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтобы жили в ней, плодилися и правили тягло!” Мужики хохотом встречают этот приказ, так как “той вдове – под семьдесят, а жениху – шесть лет!” Глухонемого дурака “Последыш” назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы “Последыша”, еще более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Карикатурен и его внешний облик:
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И – разные глаза:
Один здоровый светится,
А левый – мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!
Жестоким самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников, “воинскою силою” покорявший собственных крестьян. Еще более жесток управляющий немец Фогель. При нем “настала каторга корежскому крестьянину – до нитки разорил!” – говорит Савелий.
Мужики и барин – непримиримые, вечные враги: “Хвали траву в стогу, а барина в гробу”. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину, – вот тот вывод, к которому с железной последовательностью приводит Некрасов читателя поэмы.
Но наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Таков Яков Верный – холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах.
В поэме Некрасов создает образы не только холопов по положению, но и по своей психологии. Таков дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая господские тарелки.
У князя Переметьева
Я был любимый раб,
Жена – раба любимая…
Он молится:
Оставь мне, господи,
Болезнь мою почетную,
По ней я дворянин!
Близки к холопам Клим и Ипат – люди князя Утятина. Один называет себя рабом недостойным, а барина – князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:
Был Клим мужик: и пьяница,
И на руку нечист.
Работать не работает,
С цыганами вожжается,
Бродяга, коновал!
Среди крестьян встречаются и такие, которые способны предать за деньги. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение Влас замечает по адресу Егорки:
Ай служба – должность подлая!..
Гнусь человек! – Не бить его,
Так уж кого и бить?
Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ Игнатия о крестьянском грехе следует за легендой Ионушки “О двух великих грешниках”. Рассказ дается в подтверждение мысли:
Велик дворянский грех!
Велик, а все не быть ему
Против греха крестьянского.
Грех предательства – самый тяжелый:
Все прощает Бог,
А Иудин грех не прощается.
Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех,
А за то тебе вечно маяться!
Некрасов, создавая типы крестьян-холопов, утверждает, что крепостное право калечит, делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц и разбойников, а хуже всего – предателей.