Помещики и “люди холопского звания” в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Помещики представлены в поэме глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия. Сатирически изобразил Некрасов паразитическую жизнь помещиков до реформы, когда “дышала грудь помещичья свободно и легко”.

Барин, владевший “крещеной собственностью”, был полновластным царьком в своей вотчине, где все ему “покорствовало”.

Ни в ком противоречия,

Кого хочу – помилую,

Кого

хочу – казню, – вспоминает о былом помещик Оболт-Обол-дуев. В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола иной и не могла быть жизнь помещиков, их мораль и взгляды:

Закон – мое желание!

Кулак – моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный,

Удар скуловорот!..

Отмена крепостного права “ударила одним концом по барину, другим по мужику”. К новым условиям жизни барин приспособиться не может и не желает, – неизбежным становится запустение усадеб и разорение господ. Без всякого сожаления говорит поэт о том, как “по кирпичику” разбираются

господские дома.

Отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт-Оболдуев, Утятин – ” Последыш”.

Особенно выразителен в поэме образ князя Утятина. Этот барин “весь век чудил, дурил”. Жестоким деспотом-крепостником остается он и после 1861 года.

Совершенно не зная жизни крестьян, “Последыш” отдает нелепые распоряжения по вотчине, приказывает на “вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтобы жили в ней, плодилися и правили тягло!” Мужики хохотом встречают этот приказ, так как “той вдове – под семьдесят, а жениху – шесть лет!” Глухонемого дурака “Последыш” назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы “Последыша”, еще более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Карикатурен и его внешний облик:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И – разные глаза:

Один здоровый светится,

А левый – мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

Жестоким самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников, “воинскою силою” покорявший собственных крестьян. Еще более жесток управляющий немец Фогель. При нем “настала каторга корежскому крестьянину – до нитки разорил!” – говорит Савелий.

Мужики и барин – непримиримые, вечные враги: “Хвали траву в стогу, а барина в гробу”. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину, – вот тот вывод, к которому с железной последовательностью приводит Некрасов читателя поэмы.

Но наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Таков Яков Верный – холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах.

В поэме Некрасов создает образы не только холопов по положению, но и по своей психологии. Таков дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая господские тарелки.

У князя Переметьева

Я был любимый раб,

Жена – раба любимая…

Он молится:

Оставь мне, господи,

Болезнь мою почетную,

По ней я дворянин!

Близки к холопам Клим и Ипат – люди князя Утятина. Один называет себя рабом недостойным, а барина – князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:

Был Клим мужик: и пьяница,

И на руку нечист.

Работать не работает,

С цыганами вожжается,

Бродяга, коновал!

Среди крестьян встречаются и такие, которые способны предать за деньги. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение Влас замечает по адресу Егорки:

Ай служба – должность подлая!..

Гнусь человек! – Не бить его,

Так уж кого и бить?

Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ Игнатия о крестьянском грехе следует за легендой Ионушки “О двух великих грешниках”. Рассказ дается в подтверждение мысли:

Велик дворянский грех!

Велик, а все не быть ему

Против греха крестьянского.

Грех предательства – самый тяжелый:

Все прощает Бог,

А Иудин грех не прощается.

Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех,

А за то тебе вечно маяться!

Некрасов, создавая типы крестьян-холопов, утверждает, что крепостное право калечит, делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц и разбойников, а хуже всего – предателей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Помещики и “люди холопского звания” в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”