Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин?
Роман “Герой нашего времени” был написан в 1840 году, во времена политической и общественной реакции, которая привела к появлению так называемого образа “лишнего человека”. В. Г. Белинский утверждал, что главный герой произведения – Печорин – это Онегин своего времени. Печорин чувствует свое жизненное назначение, считая себя “необходимым действующим лицом всякого пятого акта”.
Он, как личность думающая и во многом талантливая, старается найти свое место в обществе, но все же обречен исторической действительностью на
Сталкивая Печорина сначала с “дикаркой” Бэлой, затем с “добрым” Максимом Максимычем, с “честными контрабандистами, Лермонтов неизменно показывает, что Печорин превосходит их, способен подчинить их своей воле или оказывается нравственно их благороднее. В “Фаталисте” Печорин сражается уже не с людьми, а с самой идеей судьбы, бросая ей вызов. Но все эти победы Печорина не приносят ему ни общественной чести, ни
Характер Печорина сложен и противоречив. Главный герой говорит о себе: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит себя в душе стариком”. По мнению Белинского, Печорин, “бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду”.
Но нигде герой не находит ни счастья, ни покоя. Причина подобного отношения к жизни – в самом обществе, которое построено на лицемерии и неискренности. “Узнав хорошо свет и пружины общества”, Печорин “стал искусен в науке жизни”, то есть научился скрывать истинные порывы своей души, лицемерить, перестал верить в искренность, любовь, дружбу. В итоге он превратился в одинокого и несчастного человека, несмотря на всю “внешнюю оживленность” его существования.
Печорин не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Этот герой не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что ему остается? Только цинизм, критика и скука.
В итоге Печорин погибает. В своем романе Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии. Таким образом, Лермонтов утверждает, что причина одиночества героя лежит в обществе, которое сформировало Печорина таким, каким он был.
Но, кроме того, в этом “повинны” и внутренние качества героя, который позволил среде сделать из него холодного и равнодушного игрока на поле жизни.
Многие писатели в своем творчестве ставили вопрос о цели существования, и доверяли своим литературным героям найти ответ на этот вопрос. Так, М. Ю. Лермонтов впервые в русской литературе вывел на страницы своего романа “Герой нашего времени” героя, который прямо ставил перед собой самые главные вопросы сознательного человеческого бытия – о цели и смысле жизни человека, о его назначении. Реакционные критики так же, как и Николай I, не нашли в романе ничего русского и говорили, что роман порочен и списан у западно-европейских романистов.
После выхода романа в свет подобные критики создали легенду о том, что в Печорине Лермонтов изобразил самого себя. Познакомившись с этими критическими отзывами, Лермонтов нашел нужным написать предисловие ко второму изданию романа, в котором язвительно высмеял попытки поставить знак равенства между им и его героем. Он заявил, что “Герой нашего времени” – это портрет, составленный из пороков нашего поколения.
Создавая этот портрет, Лермонтов высказал “едкие истины” о его эгоизме, бездействии, растрате сил на пустые занятия, о равнодушии к общественной жизни.
В повести “Княжна Мэри” Печорин рассказывает о само себе, раскрывает свою душу. Недаром, в предисловии сказано, что здесь перед нашими глазами предстанет история души человеческой. И здесь сильнее всего проявились особенности “Героя нашего времени” как психологического романа.
В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки. Здесь даны и разгадка его характера, и объяснение его поступков.
Печорин – жертва своего тяжелого времени. Но оправдывает ли Лермонтов его поступки? То, что мы узнаем о Печорине из его дневника, из рассказов других героев о нем, вызывает к нему двойственное чувство.
Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей. Нас отталкивает его равнодушие к людям, его неспособность к настоящей любви, дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки.
Мы видим, что и сам он глубоко страдает. Характер Печорина сложен и противоречив. Он сам говорит о себе: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…” Печорин принадлежит к тому типу лишних людей, для которых в окружающем их обществе нет ни места, ни дела.
Лермонтов ясно указывает на главную причину сделавшую Печорина и других мыслящих людей его времени несчастными. Причину он видел в “ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права…”. Портрет Печорина свидетельствует о его усталости и холодности.
Он равнодушен к своей судьбе, к своему прошлому. Его улыбку, прямо противоположную смыслу слов, не стоит воспринимать как иронию по отношению к Максим Максимычу. Печорин скорее иронизирует над собой, над безнадежностью своего положения, когда все его попытки вторжения в жизнь заканчиваются горьким итогом.
Для Максим Максимыча все прошедшее мило, а для Печорина мучительно.
Печорин не знает другого способа пробуждения души, чем приобщение к страданиям, так его любовь никому не принесла счастья. Орудием казни он также и в отношениях с Верой, которую единственную любит, хоть и разлучен с нею. Отношения с ней подчеркивают, что Печорин, вопреки своему утверждению, способен “безумствовать под влиянием страсти”.
Перед нами человек, наделенный незаурядными качествами, человек огромной воли, и все же человек этот не нашел в своей жизни достойной нравственной цели, которая вела бы сквозь испытания по верному пути. Вместо этого незаурядность натуры Печорина несет только страдания окружающим, одновременно создавая еще большую пустоту в душе героя, не знающего, для какой цели он живет.
Добавим при этом, что таковы были молодые люди современного Лермонтову поколения, и обобщенный образ этого поколения, воплощенный в Печорине дает пищу для ума, заставляя задуматься об актуальности проблемы бесцельно проживаемых жизней. Подобно тому, как канул в Лету Печорин, чья смерть в дороге стала символом так и не обретенного жизненного пути, его конечного пункта, твердой цели, так каждый из нас может исчезнуть с лица земли, не оставив хоть сколько-нибудь значимого следа.