План сочинения: Онегин и Печорин: анализ образов
Онегин и Печорин: анализ образов
I. Вступление
Сравнительная характеристика образов. Между героями романов Пушкина и Лермонтова много общего, но есть и существенные различия.
II. Главная часть
1. Общее:
а) происхождение и социальное положение. Оба героя – дворяне, люди достаточно обеспеченные, избавленные от необходимости трудиться.
б) и Онегин и Печорин – незаурядные личности; по сравнению со “средним” уровнем светского общества они гораздо умнее, гораздо тоньше чувствуют, наделены восприимчивой душой и
в) незаурядность героев Пушкина и Лермонтова проявляется в их разочаровании в светском обществе и его идеалах. (Характеристика Онегина в конце первой главы и сопоставление его с обобщенным образом заурядного человека: “Блажен, кто смолоду был молод…” (VIII гл. 10 стр.). Монолог Печорина в повести “Бэла”, его воспоминания о прошедшей молодости в повестях “Княжна Мери” и “Фаталист”).
Как личности в высшей степени незаурядные, Онегин и Печорин разочарованы не только в светском обществе, но и в жизни вообще: в людях,
г) оба героя не могут найти ни смысла, ни своего места в жизни, ни хотя бы дела по душе (попытки Онегина читать, писать, “порядок новый учредить”; размышления Печорина о том, что он “не угадал” своего предназначения в “Княжне Мери”). Это дало основание Белинскому объединить Онегина и Печорина в один тип “страдающих эгоистов” и “лишних людей”.
2. Однако между Онегиным и Печориным есть и существенные различия:
а) Онегин давно перестал искать в жизни цель и смысл: он уверен, что их нет и быть не может. Поэтому он не предпринимает никаких попыток деятельности, ему все – все равно. Он почти одинаково равнодушен и к трогательному объяснению Татьяны, и к нелепой дуэли с Ленским.
Правда, он “томится в бездействии досуга”, но и променять его на что- нибудь другое не хочет.
Печорин же активно ищет смысл жизни и свое предназначение в ней. Он деятелен, а не ленив, как Онегин. Душа Онегина “холодная и ленивая”, душа Печорина непрестанно в кипении и действии.
Онегин – скептик, Печорин – энтузиаст и романтик.
б) Пушкин и Лермонтов приводят своих героев к совершенно разным жизненным итогам. Пушкин в конце романа совершенно неожиданно дает своему герою возможность возрождения в страстной и нерассуждающей любви к Татьяне.
Финал пушкинского романа принципиально открыт: как сложится жизнь героя после рокового объяснения, мы не знаем, да это уже и не так важно. Лермонтов же приводит Печорина к отчаянию (“Максим Максимыч”) и сообщает нам о его смерти. По-видимому, Печорин так и умер, не найдя в жизни ничего, что могло бы стать для него смыслом и целью.
III. Заключение
Как сходства, так и различия между Онегиным и Печориным чрезвычайно важны для понимания авторской позиции в романах Пушкина и Лермонтова. Пафос пушкинского романа – доверие к жизни и сдержанный оптимизм, пафос романа Лермонтова – это прежде всего трагизм.