Пейзаж и его художественные функции в романе “Евгений Онегин”

<

p>В примечаниях к роману “Евгений Онегин” Пушкин писал: “Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю”. И, хотя точные даты, вспомнит лишь достаточно внимательный читатель, сам ход времени восстанавливается в памяти очень легко: летом Онегин отправляется в деревню, скучая, проводит там осень, зимой, после дуэли с Ленским, покидает свое имение, весной Татьяна приходит в имение Онегина. Пейзаж формирует, таким образом, временную линию романа.
События шести из восьми глав романа разворачиваются в деревне, и атрибуты

усадьбы поместного дворянина – рощи, дубравы, река, долина, поля, холмы – появляются достаточно постоянно:
…вдруг перед собою
С холма господский видит Дом,
Селенье, рощу под холмом
И сад над светлою рекою… –
или:
Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле…
В начальных главах романа все эти атрибуты пейзажа складываются в условно-романтическую декорацию, напоминающую сельские виды из элегий Жуковского, что особенно заметна в описании могилы Ленского:
склонившиеся кроны деревьев, журчащий ручей, “камень гробовой”, “таинственный венок” – и обязательные пастух и пастушка (у Пушкина, правда, один раз замененные на пахаря и жниц). Как и в романтических элегиях, далее идут размышления о быстротечности человеческой жизни, тайнах смерти, тщетности постигнуть вечность:
Мой бедный Ленский! за могилой
В пределах вечности глухой
Смутился ли, певец унылый,
Измены вестью роковой…
Так! равнодушное забвенье
За гробом ожидает нас.
Но романтическое описание могилы неожиданно завершается прозаическим портретом а старого крестьянина – типично пушкинский ход:
Один, под ним, седой и хилый,
Пастух по-прежнему поет
И обувь бедную плетет.
Абстрактно-условные элегические “стада” и “поля” у Пушкина описаны буднично:
На нивах шум работ умолк…
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева…
Пушкин сознательно делает упор на просо те описания пейзажа и противопоставляется привычной для современников Пушкина утонченности картин природы:
Но, может быть, такого рода
Картины вас не привлекут:
Все это низкая природа…
В пушкинской природе все постоянно изменяется: лето – “мелькнет”, ноябрь -“приближался”, снег – “мелькает, вьется”, дни – “мчались”, в описании преобладают существительные и глаголы; например, наступление осени описывается через целый ряд фенологических примет:
Уж реже солнышко блистало, Короче становился день… Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу…
Объективное описание завершается субъективным выводом:
…приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Связь жизни природы и жизни человека подчеркивается в романе композиционно: пейзажная картина постоянно служит “заставкой” к новому этапу в жизни героев романа и развернутой метафорой душевной жизни человека. Весна определяется как “пора любви”, а утрата способности любить сравнивается с “бурей осени холодной” (“Так бури осени холодной / В болото обращают луг / И обнажают лес вокруг”). Жизнь человека подчиняется тем же универсальным законам, что и жизнь природы.
Как грустно мне твое явленье, Весна, весна! пора любви!..
Или с природой оживленной Сближаем думою смущенной Мы увяданье наших лет, Которым возрожденья нет?
Таким образом, жизнь всех героев пушкинского романа (и автора в том числе) синхронизируется с жизнью природы, благодаря чему Пушкин создает ощущение изменчивости мира, постоянного движения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Пейзаж и его художественные функции в романе “Евгений Онегин”