Картины русской природы в романе “Евгений Онегин”



Обычно отмечаются следующие главы и строфы романа: Лето – глава 4, строфа 40; глава 7, строфа 15. Осень – глава 4, строфы 40-41; глава 7, строфа 29. Зима – глава 4, строфа 42; глава 5, строфы 1-2, 9; глава 7, строфа 30. Весна – глава 7, строфы 1-3.

Грустная лирическая настроенность этого описания хорошо гармонирует с настроением всей главы, она дает основной лирический тон главе – следовательно, пейзаж в романе Пушкина играет определенную композиционную роль. Пушкин несколько раз описывает в романе разные времена года это помогает читателю воспринять

хронологические рамки романа, дает перспективу времени, текучесть жизни. Рассказывая о предстоящем отъезде Татьяны в Москву, поэт сжато и ярко описал смену лета осенью, осени – зимой.

Настала осень золотая. Природа трепетна, бледна Как жертва пышно убрана… (глава 7, строфа 29)

Сравним эту картину с описанием осени в главе четвертой (строфы 40-41) – здесь совсем другие краски, другие настроения. Мы чувствуем, что эта осень особенно близка сейчас настроению Татьяны, она как-то связана с ее судьбой, с ее будущим.

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл и вот сама Идет волшебница зима. Сравним это описание

с веселой, радостной зимой в главе четвертой: Мелькает, вьется первый снег, Звездами падая на брег.

В 7-й главе другая зима – холодная, жестокая, и она опять связана с судьбой Татьяны, с ее неизвестным будущим, от которого Татьяна не ждет ни радости, ни счастья:

Не радо ей лишь сердце Тани… Татьяне страшен зимний путь.

Так пейзаж помогает Пушкину раскрывать душевные настроения героев, повороты в их жизненной судьбе. Исключительно велика композиционная роль пейзажа в пятой и шестой главах, тесно связанных друг с другом единством развивающихся событий: от зимнего пейзажа идет переход к характеристике Татьяны – “русской душою”, на фоне зимней холодной ночи даны гадания Татьяны, на фоне зимнего пейзажа воспроизводится ее сон, предвещающий беды, несчастия, на этом же фоне поэт описывает дуэль и смерть Ленского.

То видит он: на талом снеге Недвижим юноша лежит, И слышит голос: что ж? убит! такою вспоминается Онегину эта страшная минута жизни.

На почти таком же фоне поздней зимы и начинающейся ранней, еще по-зимнему холодной весны происходит последняя встреча Онегина и Татьяны.

Действие в первой и последней главах романа происходит зимой и весной. Эта повторяемость пейзажей – тонкий художественный прием, при помощи которого поэт даст ощущение однообразного неотвратимого течения жизни, смены лет, возрастов, настроений, жизненных судеб, “увяданья наших лет, которым возрожденья нет”.

Пейзаж играет большую роль и в раскрытии основных образов романа: Онегина и Татьяны. Деревенский пейзаж во второй – шестой главах романа не связан с образом Онегина, да и сам Онегин не любит природы:

Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубровы, Журчанье тихого ручья; На третий роща, холм и поле Его не занимали боле; Потом уж наводили сон (глава 1, строфа 54) “Однако в иоле уж темно; Скорей! пошел, пошел, Андрюшка! Какие глупые места!” (глава 3, строфа 4)

В противоположность Онегину образ Татьяны дан автором на фоне природы, он неотрывен от сельского пейзажа. Восход солнца, который встречает на балконе Татьяна (глава 2, строфа 28), и сад, в который ходит грустить Татьяна, где происходит сцена свидания с Онегиным (глава 3, строфа 16; строфы 38- 39), и ночной пейзаж при свете луны во время разговора с няней (глава 3, строфы 16, 20, 21), и раннее утро после бессонной ночи (глава 3, строфа 32), и зимнее утро в начале пятой главы (строфа!-2), и холодную зимнюю” ночь, когда гадает Татьяна (глава 5, строфа 9), и зимний пейзаж ее страшного сна (глава 5, строфа 13), и ночь накануне именин (глава 6, строфа 2), и весенний пейзаж седьмой главы, и летний вечер, когда одинокая Татьяна приходит в дом Онегина (глава 7, строфа 15), нее прощание с родными местами перед отъездом в Москву (глава 7, строфа 28 и следующие).

В романе ярко звучит тема родины, живет воздух ее полей, шум ее лесов, жизнь и историческое прошлое ее народа (тема Москвы в седьмой главе), видится неоглядная даль “сумрачной России” (глава 1, строфа 50). Все это раздвигает не только пространственные, но и временные рамки романа.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Картины русской природы в романе “Евгений Онегин”