План сочинения: Пейзаж в романах Пушкина “Евгений Онегин” и Тургенева “Отцы и дети”

Пейзаж в романах А.С. Пушкина “Евгений Онегин” и И.С. Тургенева “Отцы и дети”

I. Вступление

Пушкин и Тургенев являются мастерами пейзажа в рус­ской литературе XIX века. Пейзаж играет важную роль в ро­манах “Евгений Онегин” и “Отцы и дети”, выполняя несколь­ко функций.

II. Главная часть

1. Пейзаж и его роль в романе “Евгений Онегин”:

а) воссоздавая в романе “энциклопедию русской жизни”, Пушкин “включил” в нее и

– описание типично русского (северной полосы России) пейзажа, являющегося неотъемлемой

составной частью преж­де всего деревенского уклада жизни с его годовым циклом сельскохозяйственных работ и досугом (глава четвертая, строфы XL-XLIII; глава V, строфы I-IX; глава вторая, строфа I), но не оставил без внимания и городской, петербургский пейзаж (глава первая, строфы XLVII-XLVII1; глава восьмая, строфа XXXIX);

– изображение всех четырех времен года в России (сравни со стихотворением “Осень”): зимы (глава седьмая, строфа XXX; глава четвертая, строфа XLII); весны (глава седьмая, строфы I-III); лета (глава четвертая, строфа XL); осени (глава четвертая, строфы XL-XLI).

б) Пушкин первым в русской литературе реалистически

исследует воздействие природы на становление и характер че­ловека:

Татьяна, “русская душою”, в первую очередь потому, что выросла среди родной природы, которая сильнейшим образом влияет на ее характер, придавая ему то скромное обаяние ес­тественности, которое свойственно русской природе (глава пятая, строфа IV; глава вторая, строфа XXVIII; глава седьмая, строфы XXVII-XXX; глава восьмая, строфы XIV-XLVI). Не случайно, уезжая в Москву, Татьяна прощается не с подруга­ми, а с “мирными долинами”, и в обеих столицах ей не по се­бе отгого, что здесь она “своих полей не различает” (глава седьмая, строфы XLIII, LIII);

Онегину, выросшему в городе, напротив, чужда та приро­да, без которой не мыслит себя Татьяна, и он называет люби­мые Татьяной пейзажи “глупыми местами” (глава третья, строфа IV);

в) отношение к природе – один из способов характери­стики героя. Противопоставлены в этом плане не только Тать­яна и Онегин, но и автор и Онегин. Для автора природа – са­мая естественная, лучшая среда обитания художника (глава первая, строфы LV-LVI), олицетворяющая, кроме прочего, идеал свободы (первая глава, строфа L).

2. С пейзажем в произведении связана тема города и де­ревни, природы и цивилизации в их противопоставлении, те­ма, родоначальником которой в русском романе является Пушкин.

3. Тургенев – наследник пушкинской традиции в изобра­жении природы и ее взаимодействия с человеком:

а) Тургенев – мастер подробного, развернутого пейзажа, детали которого обнаруживают необыкновенную зоркость ав­тора (см. план “Образы природы в произведениях И.С. Турге­нева”). Так, обозначив время действия в романе, 20 мая 1859 года, писатель воссоздает пейзаж, в котором каждый цветовой оттенок точно передает палитру весны: “Все кругом золотисто зеленело… красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их голо­вы в дымчатых ее волнах” (глава III);

б) пейзаж придает произведению особую поэтичность, осо­бое настроение, получившее название лиризма прозы Тургене­ва. Так, описание весны в начале романа создает настроение ра­дости, душевного подъема. А описание сельского кладбища и могилы Базарова в финале романа – настроение печали;

в) важнейшая функция пейзажа в произведениях Тургене­ва раскрыть характеры и внутренний мир героев. В этом Тургенев наследует пушкинскую традицию: так, психологиче­ское состояние Аркадия и Николая Петровича воссоздается в том числе с помощью приема психологического параллелизма; пейзаж становится косвенной психологической характеристи­кой героя, “настроение” природы передает душевное состояние человека. Весенний пейзаж в начале романа передает настрое­ние молодого веселья, переживаемого Аркадием, с которым контрастирует настроение Николая Петровича, цитирующего описание весны в “Евгении Онегине” (глава седьмая, стро­фа II).

Пушкинское восприятие весны было парадоксально, т.к. поэт переживал весной не чувство радостного обновления, а “томное волнение”, “тяжелое умиление”. Таким образом, пси­хологические состояния отца и сына хотя и противопоставлены (что отражает, вероятно, разницу в их возрасте), но в то же вре­мя оба показаны как герои, глубоко чувствующие природу.

Ту же функцию выполняет пейзаж в XI главе – позволяет противопоставить характеры и психологические состояния братьев Кирсановых.

Одинцова, равнодушно относящаяся к природе, так же хо­лодно расчетливо, без любви, выходит замуж за человека “хо­лодного, как лед”;

г) новая функция пейзажа у Тургенева: отношение к при­роде – это проверка не только душевных качеств, но и систе­мы ценностей, убеждений героя.

Базаров отрицает дуэль, как и всю дворянскую культуру. Перед сценой дуэли Базарова с Павлом Петровичем автор дает описание раннего утра. Восхищение красотой природы кон­трастирует с нелепостью дуэли, описанной иронически.

Тем самым автор обнаруживает непоследовательность Базарова, слабость его позиции.

Для утверждения авторской идеи о несостоятельности ба­заровское системы ценностей Тургенев использует в финале романа цитату-намек из стихотворения Пушкина “Брожу ли я вдоль улиц шумных…”. “Равнодушная природа” сияет вечной красотой на могиле Базарова. Она знать не знает ничего ни о высокомерном базаровском отрицании любования ею, ни о базаровском отрицании бессмертия души (“из меня лопух рас­ти будет”). И это дискредитирует, по мысли Тургенева, ниги­листическую систему ценностей Базарова.

III. Заключение

Опираясь на пушкинскую традицию, Тургенев сделал сле­дующий шаг в изображении человека и природы: способность глубоко чувствовать природу – важнейшая часть подлинной культуры человека с точки зрения писателя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

План сочинения: Пейзаж в романах Пушкина “Евгений Онегин” и Тургенева “Отцы и дети”