План сочинения: Пейзаж в романах Пушкина “Евгений Онегин” и Тургенева “Отцы и дети”
Пейзаж в романах А.С. Пушкина “Евгений Онегин” и И.С. Тургенева “Отцы и дети”
I. Вступление
Пушкин и Тургенев являются мастерами пейзажа в русской литературе XIX века. Пейзаж играет важную роль в романах “Евгений Онегин” и “Отцы и дети”, выполняя несколько функций.
II. Главная часть
1. Пейзаж и его роль в романе “Евгений Онегин”:
а) воссоздавая в романе “энциклопедию русской жизни”, Пушкин “включил” в нее и
– описание типично русского (северной полосы России) пейзажа, являющегося неотъемлемой
– изображение всех четырех времен года в России (сравни со стихотворением “Осень”): зимы (глава седьмая, строфа XXX; глава четвертая, строфа XLII); весны (глава седьмая, строфы I-III); лета (глава четвертая, строфа XL); осени (глава четвертая, строфы XL-XLI).
б) Пушкин первым в русской литературе реалистически
Татьяна, “русская душою”, в первую очередь потому, что выросла среди родной природы, которая сильнейшим образом влияет на ее характер, придавая ему то скромное обаяние естественности, которое свойственно русской природе (глава пятая, строфа IV; глава вторая, строфа XXVIII; глава седьмая, строфы XXVII-XXX; глава восьмая, строфы XIV-XLVI). Не случайно, уезжая в Москву, Татьяна прощается не с подругами, а с “мирными долинами”, и в обеих столицах ей не по себе отгого, что здесь она “своих полей не различает” (глава седьмая, строфы XLIII, LIII);
Онегину, выросшему в городе, напротив, чужда та природа, без которой не мыслит себя Татьяна, и он называет любимые Татьяной пейзажи “глупыми местами” (глава третья, строфа IV);
в) отношение к природе – один из способов характеристики героя. Противопоставлены в этом плане не только Татьяна и Онегин, но и автор и Онегин. Для автора природа – самая естественная, лучшая среда обитания художника (глава первая, строфы LV-LVI), олицетворяющая, кроме прочего, идеал свободы (первая глава, строфа L).
2. С пейзажем в произведении связана тема города и деревни, природы и цивилизации в их противопоставлении, тема, родоначальником которой в русском романе является Пушкин.
3. Тургенев – наследник пушкинской традиции в изображении природы и ее взаимодействия с человеком:
а) Тургенев – мастер подробного, развернутого пейзажа, детали которого обнаруживают необыкновенную зоркость автора (см. план “Образы природы в произведениях И.С. Тургенева”). Так, обозначив время действия в романе, 20 мая 1859 года, писатель воссоздает пейзаж, в котором каждый цветовой оттенок точно передает палитру весны: “Все кругом золотисто зеленело… красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах” (глава III);
б) пейзаж придает произведению особую поэтичность, особое настроение, получившее название лиризма прозы Тургенева. Так, описание весны в начале романа создает настроение радости, душевного подъема. А описание сельского кладбища и могилы Базарова в финале романа – настроение печали;
в) важнейшая функция пейзажа в произведениях Тургенева раскрыть характеры и внутренний мир героев. В этом Тургенев наследует пушкинскую традицию: так, психологическое состояние Аркадия и Николая Петровича воссоздается в том числе с помощью приема психологического параллелизма; пейзаж становится косвенной психологической характеристикой героя, “настроение” природы передает душевное состояние человека. Весенний пейзаж в начале романа передает настроение молодого веселья, переживаемого Аркадием, с которым контрастирует настроение Николая Петровича, цитирующего описание весны в “Евгении Онегине” (глава седьмая, строфа II).
Пушкинское восприятие весны было парадоксально, т.к. поэт переживал весной не чувство радостного обновления, а “томное волнение”, “тяжелое умиление”. Таким образом, психологические состояния отца и сына хотя и противопоставлены (что отражает, вероятно, разницу в их возрасте), но в то же время оба показаны как герои, глубоко чувствующие природу.
Ту же функцию выполняет пейзаж в XI главе – позволяет противопоставить характеры и психологические состояния братьев Кирсановых.
Одинцова, равнодушно относящаяся к природе, так же холодно расчетливо, без любви, выходит замуж за человека “холодного, как лед”;
г) новая функция пейзажа у Тургенева: отношение к природе – это проверка не только душевных качеств, но и системы ценностей, убеждений героя.
Базаров отрицает дуэль, как и всю дворянскую культуру. Перед сценой дуэли Базарова с Павлом Петровичем автор дает описание раннего утра. Восхищение красотой природы контрастирует с нелепостью дуэли, описанной иронически.
Тем самым автор обнаруживает непоследовательность Базарова, слабость его позиции.
Для утверждения авторской идеи о несостоятельности базаровское системы ценностей Тургенев использует в финале романа цитату-намек из стихотворения Пушкина “Брожу ли я вдоль улиц шумных…”. “Равнодушная природа” сияет вечной красотой на могиле Базарова. Она знать не знает ничего ни о высокомерном базаровском отрицании любования ею, ни о базаровском отрицании бессмертия души (“из меня лопух расти будет”). И это дискредитирует, по мысли Тургенева, нигилистическую систему ценностей Базарова.
III. Заключение
Опираясь на пушкинскую традицию, Тургенев сделал следующий шаг в изображении человека и природы: способность глубоко чувствовать природу – важнейшая часть подлинной культуры человека с точки зрения писателя.